рефераты по менеджменту

Менеджмент в страховых организациях

Страница
4

• применение выбранного метода,

• оценка результатов.

Деятельность по управлению риском — поэтапный процесс, включающий:

• сбор, обработку и анализ информации;

• разработку и реализацию мер по уменьшению риска возник­новения экстремальных ситуаций или смягчению их последствий. Этапы процесса управления риском складываются в комплекс ме­роприятий риск-менеджмента.

Комплекс мероприятий риск-менеджмента

Комплекс мероприятий риск-менеджмента сводится к регули­рованию основной деятельности страховщика методами корректи­ровки политики:

• премиальной,

• ущерба,

• формирования страхового портфеля,

• передачи рисков в перестрахование.

Способы регулирования риска включают:

• структурирование внутренней организации страховщика,

• согласование работы подразделений,

• структурирование внешней организации работы страховщика (создание филиалов и т.д.),

• компьютеризацию математического обеспечения.

Классификация рисков страховщика. Риск распределяется меж­ду страхователями внутри данной страховой совокупности, поэто­му необходимость выравнивания риска ставит проблему его адек­ватной оценки. При этом используются три подхода:

• модельный (построение моделей взаимодействия),

• экспертный,

• социологический.

Специфика страхования предполагает следующую классифика­цию уровней риска:

•допустимый (риск, не выходящий за пределы нетто-премии за тарифный период);

• критический (полное использование страхового фонда при со­хранении собственного капитала);

• катастрофический (потеря всего имущества и банкротство).

В последнем случае прослеживается связь с финансовым рис­ком, причина возникновения которого состоит в неадекватной оцен­ке страхового риска.

При расчете тарифов применяют более подробную классифи­кацию рисков: катастрофический, большой, средний, малый и нич­тожный (которым можно пренебречь).

Некоторые страховые случаи, например страховые программы при рисковых видах страхования, могут привести к тому, что мел­кие риски складываются в один крупный. Это событие оценивает­ся как кумуляция ущерба, т.е. такое состояние страхового портфеля, при котором большое количество застрахованных лиц может быть за­тронуто одним страховым случаем, что ведет к крупным убыткам.

Как упоминалось ранее, в страховой практике величину риска принято выражать через показатель убыточности страховых опера­ций, через анализ элементов, позволяющих определить величину риска, полноту ущерба и т.д. Такими элементами являются:

• вероятность наступления страхового случая по одному дого­вору страхования;

• средняя страховая сумма по одному договору страхования;

• среднее возмещение по договору страхования;

• предположение отсутствия опустошительных событий, когда одно событие влечет за собой несколько страховых случаев.

В связи с этим процедуре выравнивания рисков предшествует анализ показателя убыточности и его элементов.

Следует отметить тот факт, что, например, медицинскому стра­хованию присущ признак равномерности повышения риска. По­казатель убыточности страховой суммы или частота равномерно колеблются вокруг среднего значения, но само среднее значение возрастает. В связи с этим в странах с развитым рынком страховые компании избегают страхования только медицинских расходов, которое неизбежно будет убыточным.

Анализ показывает, что в личном страховании, как правило, комбинируются три основных риска: смерти, временной нетру­доспособности — инвалидности и болезни, что отражается в де­нежной оценке страхового тарифа. Подобная комбинация рисков дает возможность получить положительное сальдо по страховым операциям.

Отметим, что тип распределения риска с равномерным повы­шением убыточности вызывает определенные трудности в практи­ке страхового дела. К ним относится необходимость постоянного пересмотра страховых тарифов, связанных с использованием ме­тодики определения тарифа на основе средней убыточности стра­ховой суммы.

Рассмотрение деятельности страховщика как предпринимателя требует рассмотрения его страховой и финансовой деятельности. Страховая деятельность предполагает анализ страхового портфеля и выработку мероприятий, снижающих технические страховые риски, т.е. регулирование тарифной политики.

Элементы управления риском основной деятельности страховщи­ка.

Основная деятельность страховщика связана с движением финансовых ресурсов страховой компании и эффективностью стра­ховых операций.

Итак, перейдем к поэтапному управлению риском основной деятельности, чтобы устранить побочные эффекты, снижающие устойчивое развитие страховой организации. Управление рисками основной деятельности начинается с анализа.

К задачам управления рисками и проведения анализа относятся:

• выявление рентабельности страховых операций и финансо­вой устойчивости страховой организации в целом;

• оценка степени выполнения страховщиком программных ме­роприятий, плана, прогноза финансового развития;

• оценка мероприятий риск-менеджмента, разработанных для ликвидации выявленных недостатков.

Приемы анализа основной деятельности страховщика включа­ют: балансовый метод, элиминирование, интегральный метод, ди­намические ряды, графический метод, экономико-статистичес­кие методы, группировку, сравнение, разложение обобщающих показателей на частные, детализацию и обобщение, факторный анализ и др.

Важную роль в страховом процессе играют нормативы. Так, движение средств страхового фонда определяется структурой та­рифной ставки, каждый элемент которой представляет собой сво­его рода норматив.

Следует отметить, что специфика страховых операций в силу вероятностного характера движения страхового фонда порождает особенности в анализе основной деятельности.

В связи с наличием в структуре тарифной ставки временной раскладки ущерба большое значение приобретает анализ показате­лей за длительный период. Вследствие территориальной раскладки ущерба анализ страховых операций может быть проведен на тер­ритории, предусмотренной при построении страховых тарифов дан­ного вида страхования, поскольку различная экономическая база развития страхования в разных регионах страны и некоторые дру­гие факторы требуют достаточно осторожного использования в ана­лизе средних величин.

Сравнение необходимо проводить отдельно по обязательной и добровольной формам страхования.

Если анализ проводится на основе специальных показателей (страховое поле, страховой портфель, средняя страховая сумма, уровень выплат, убыточность страховой суммы и др.), то использу­ются абсолютные, относительные и средние показатели.

Информационной базой для анализа служит внутренняя инфор­мация: прогнозные показатели, нормативы, тарифы, система их оценки и регулирования. В этом случае анализ проводится для целей управления деятельностью внутри самой страховой орга­низации.

В качестве информационной базы используются баланс и при­ложения к нему, статистические отчеты. Анализ деятельности стра­ховых организаций может быть проведен с помощью компьютер­ных продуктов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту