• применение выбранного метода,
• оценка результатов.
Деятельность по управлению риском — поэтапный процесс, включающий:
• сбор, обработку и анализ информации;
• разработку и реализацию мер по уменьшению риска возникновения экстремальных ситуаций или смягчению их последствий. Этапы процесса управления риском складываются в комплекс мероприятий риск-менеджмента.
Комплекс мероприятий риск-менеджмента
Комплекс мероприятий риск-менеджмента сводится к регулированию основной деятельности страховщика методами корректировки политики:
• премиальной,
• ущерба,
• формирования страхового портфеля,
• передачи рисков в перестрахование.
Способы регулирования риска включают:
• структурирование внутренней организации страховщика,
• согласование работы подразделений,
• структурирование внешней организации работы страховщика (создание филиалов и т.д.),
• компьютеризацию математического обеспечения.
Классификация рисков страховщика. Риск распределяется между страхователями внутри данной страховой совокупности, поэтому необходимость выравнивания риска ставит проблему его адекватной оценки. При этом используются три подхода:
• модельный (построение моделей взаимодействия),
• экспертный,
• социологический.
Специфика страхования предполагает следующую классификацию уровней риска:
•допустимый (риск, не выходящий за пределы нетто-премии за тарифный период);
• критический (полное использование страхового фонда при сохранении собственного капитала);
• катастрофический (потеря всего имущества и банкротство).
В последнем случае прослеживается связь с финансовым риском, причина возникновения которого состоит в неадекватной оценке страхового риска.
При расчете тарифов применяют более подробную классификацию рисков: катастрофический, большой, средний, малый и ничтожный (которым можно пренебречь).
Некоторые страховые случаи, например страховые программы при рисковых видах страхования, могут привести к тому, что мелкие риски складываются в один крупный. Это событие оценивается как кумуляция ущерба, т.е. такое состояние страхового портфеля, при котором большое количество застрахованных лиц может быть затронуто одним страховым случаем, что ведет к крупным убыткам.
Как упоминалось ранее, в страховой практике величину риска принято выражать через показатель убыточности страховых операций, через анализ элементов, позволяющих определить величину риска, полноту ущерба и т.д. Такими элементами являются:
• вероятность наступления страхового случая по одному договору страхования;
• средняя страховая сумма по одному договору страхования;
• среднее возмещение по договору страхования;
• предположение отсутствия опустошительных событий, когда одно событие влечет за собой несколько страховых случаев.
В связи с этим процедуре выравнивания рисков предшествует анализ показателя убыточности и его элементов.
Следует отметить тот факт, что, например, медицинскому страхованию присущ признак равномерности повышения риска. Показатель убыточности страховой суммы или частота равномерно колеблются вокруг среднего значения, но само среднее значение возрастает. В связи с этим в странах с развитым рынком страховые компании избегают страхования только медицинских расходов, которое неизбежно будет убыточным.
Анализ показывает, что в личном страховании, как правило, комбинируются три основных риска: смерти, временной нетрудоспособности — инвалидности и болезни, что отражается в денежной оценке страхового тарифа. Подобная комбинация рисков дает возможность получить положительное сальдо по страховым операциям.
Отметим, что тип распределения риска с равномерным повышением убыточности вызывает определенные трудности в практике страхового дела. К ним относится необходимость постоянного пересмотра страховых тарифов, связанных с использованием методики определения тарифа на основе средней убыточности страховой суммы.
Рассмотрение деятельности страховщика как предпринимателя требует рассмотрения его страховой и финансовой деятельности. Страховая деятельность предполагает анализ страхового портфеля и выработку мероприятий, снижающих технические страховые риски, т.е. регулирование тарифной политики.
Основная деятельность страховщика связана с движением финансовых ресурсов страховой компании и эффективностью страховых операций.
Итак, перейдем к поэтапному управлению риском основной деятельности, чтобы устранить побочные эффекты, снижающие устойчивое развитие страховой организации. Управление рисками основной деятельности начинается с анализа.
К задачам управления рисками и проведения анализа относятся:
• выявление рентабельности страховых операций и финансовой устойчивости страховой организации в целом;
• оценка степени выполнения страховщиком программных мероприятий, плана, прогноза финансового развития;
• оценка мероприятий риск-менеджмента, разработанных для ликвидации выявленных недостатков.
Приемы анализа основной деятельности страховщика включают: балансовый метод, элиминирование, интегральный метод, динамические ряды, графический метод, экономико-статистические методы, группировку, сравнение, разложение обобщающих показателей на частные, детализацию и обобщение, факторный анализ и др.
Важную роль в страховом процессе играют нормативы. Так, движение средств страхового фонда определяется структурой тарифной ставки, каждый элемент которой представляет собой своего рода норматив.
Следует отметить, что специфика страховых операций в силу вероятностного характера движения страхового фонда порождает особенности в анализе основной деятельности.
В связи с наличием в структуре тарифной ставки временной раскладки ущерба большое значение приобретает анализ показателей за длительный период. Вследствие территориальной раскладки ущерба анализ страховых операций может быть проведен на территории, предусмотренной при построении страховых тарифов данного вида страхования, поскольку различная экономическая база развития страхования в разных регионах страны и некоторые другие факторы требуют достаточно осторожного использования в анализе средних величин.
Сравнение необходимо проводить отдельно по обязательной и добровольной формам страхования.
Если анализ проводится на основе специальных показателей (страховое поле, страховой портфель, средняя страховая сумма, уровень выплат, убыточность страховой суммы и др.), то используются абсолютные, относительные и средние показатели.
Информационной базой для анализа служит внутренняя информация: прогнозные показатели, нормативы, тарифы, система их оценки и регулирования. В этом случае анализ проводится для целей управления деятельностью внутри самой страховой организации.
В качестве информационной базы используются баланс и приложения к нему, статистические отчеты. Анализ деятельности страховых организаций может быть проведен с помощью компьютерных продуктов.