Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.
При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности, матрица видится автору данной дипломной работы следующим образом:
Рис. 4.
Матрица стратегии кредитной политики фирмы
Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами: 1) Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности и риска, 2) Противоположный блок - консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.
Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам данной макро- и микросреды. В данном случае, по стандартным показателям Литовской Республики, приведенными ниже.
Рис. 5.
|
Система кредитных условий состоит из следующих четырех элементов:
· Срок кредита (кредитный период) – время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за товар;
· Скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи;
· Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов, покупающих в кредит;
· Политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам, задерживающим платежи.
Срок кредита – это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Срок предоставления скидки за ранние платежи – период времени, в течении которого за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например – 10 дней.
Скидки за ранние платежи – сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый - имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5 – 10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. литов, то легко подсчитать, что такая скидка сделает 30 тыс. литов. Поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками. Второй – получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.
Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа: 1) сбор информации о претенденте на получение кредита; 2) анализ полученной информации с целью определения уровня кредитоспособности; 3) принятие решения о предоставлении кредита.
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, осуществляется обычно по следующим критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность клиента; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве.
Современные руководители кредитных отделов часто обращаются при анализе кредитоспособности к методу «3 С»: Character, Capacity, Capital. Некоторые другие, применяемые фирмами методы оценки кредитоспособности покупателей, приведены в приложении № 5. На основании результатов оценки кредитоспособности проводится группировка покупателей (табл. 3).
На основе всей этой информации принимается решение о возможности продажи товаров в кредит. Инструментом позволяющим исследовать все возможные варианты может быть «дерево решений».
Таблица 3.
Классификация покупателей [7].
Категория | Уровень платежеспособности | Средний срок оплаты, дней | Предоставляемый кредит |
1 2 3 4 5 | Высокий Хороший Средний Низкий Очень низкий | 10 15 30 60 90 | Неограниченный Неограниченный Ограниченный Ограниченный Нет кредита |