Как правило, в большинстве случаев отечественные предприятия не имеют ясной и четко разработанной стратегии деятельности.
Стратегия предприятия заключается в том, чтобы посредством своей производственной функции предоставлять продукты или услуги для удовлетворения основных потребностей потребителей. Определение того, какие именно потребности берутся в качестве цели деятельности фирмы, является стратегическим решением, при котором должны учитываться данные из всех функциональных областей.
В области производственной деятельности к наиболее важным стратегическим решениям относятся решения о том, как, когда и где производить товары или предоставлять услуги.
Перед высшим руководством открываются три основные области выработки стратегии на рынке:
1) область, связанная с лидерством в минимизации издержек производства;
2) область, связанная со специализацией в производстве продукции;
3) область, связанная с определением и фиксацией на одном сегменте рынка за счет досконального выяснения потребностей в определенном товаре или услуге со стороны групп, покупателей и даже отдельных из них (семейные, малые, часть средних, франчайзинговые организации).
Эталонные стратегии развития: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, сокращения деятельности организации.
Наиболее распространенными являются базисные или эталонные стратегии, отражающие четыре различных подхода к росту фирмы, и всегда связанные с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов:
· продукта;
· рынка;
· отрасли;
· положения организации внутри отрасли;
· технологии.
Задачи производственных подразделений могут быть различными, но основная стратегическая цель остается одной и той же для каждого из них: безусловное выполнение заданной производственной программы выпуска продукции и достижение при этом минимальных затрат материалов, труда, времени и денежных средств.
В последние годы в арсенале стратегического планирования и управления разработан и стал использоваться на практике ряд специальных методов, к числу наиболее распространенных из них следует отнести построение сценариев, моделирование, разработку планов на основе прогностических гипотез, экспертные оценки различных вариантов стратегии развития и построение матриц [9].
Современный этап развития стратегического управления основывается на убеждении в том, что успех предприятия определяется рациональной организацией производства и современной организационной структурой управления, снижением издержек за счет эффективного использования всех видов ресурсов. В этой связи стратегическое планирование и управление как раз и должны стать прерогативой исполнителей, которым следует проявлять инициативу на этапе не только планирования, но и воплощения стратегии.
Успех деятельности предприятия связан с тем, насколько быстро и удачно предприятие может приспосабливаться к экономическому, социально-политическому и социально-культурному окружению [2].
Одной из важнейших отраслей перерабатывающей промышленности является мукомольно-крупяная и комбикормовая, выпускающая широкий ассортимент продуктов повседневного спроса, специальных продуктов лечебно-профилактического питания, сбалансированных питательных кормосмесей для животных и тем самым тесно связанная с сельским хозяйством, так и с другими отраслями народного хозяйства. В структуре мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности удельный вес комбикормовой промышленности составляет 75,6% [1].
По информации Белстата, кормовых смесей в январе-феврале 2009 года в Беларуси произведено 3,768 тыс. т, что на 24,8% меньше, чем в январе-феврале 2008 года, белково-витаминных добавок - 7,774 тыс. т (на 6,7% больше), премиксов - 6,677 тыс. т (на 18,8% больше). Белка кормового микробиологического было изготовлено 4,769 тыс. т (на 6,2% меньше). Основной объем производства этой продукции обеспечен предприятиями Минсельхозпрода [3].
Проблема изыскания и привлечения в комбикормовую промышленность побочных продуктов перерабатывающих отраслей является актуальной. Для ее решения необходимы разработка или совершенствование технологических процессов, внедрение безотходных технологий для получения на основе этих и побочных продуктов биологически полноценных добавок. Наиболее эффективными пищевыми компонентами являются жом, картофельная мезга, меласса, мелассная барда.
Использование в составе комбикормов местных источников белка (рапсовые и льняные жмыхи и шроты, горох, люпин, вика) позволяет снизить их стоимость на 10-15%. Постоянный рост цен на зерно, а следовательно, и на изготовляемые комбикорма, появление на внутренних рынках излишков некоторых кормов, таких как кормовые концентраты, обусловили усиление в последние годы тенденции к снижению потребления на фермах покупных комбикормов.
Высокая стоимость комбикормов напрямую зависит от большого включения зернового сырья (68-76 %), что обусловлено недостаточным обеспечением производства белковыми видами сырья и различными кормами из вторичных ресурсов перерабатывающих отраслей промышленности. Потребность в них удовлетворяется только на 59-63 %, что приводит к перерасходу зерна и выработке комбикормов со сниженной питательной ценностью.
Сокращение импорта высокобелковых кормов и замена их зерном рапса, люпина, вики позволит удешевить комбикорм для животноводства республики в 2010 г. на 106 млн у. е [2].
По прогнозам производителей в 2010 г. общая потребность общественного животноводства в комбикормах составит 7,4 млн. т. Для их производства потребуется 5,4 млн. т зерна злаковых культур, из белковых кормов - 0,8 млн. т зерна бобовых, 0,35 млн. т рапсового шрота, что составит 15,7 % массы всего комбикорма. Наряду с этим необходимо довести производство премиксов до 72 тыс. т [4].
Вместе с тем приходится констатировать, что имеющиеся производственные мощности мукомольно-крупяных и комбикормовых заводов используются недостаточно эффективно.
Давление мирового рынка через импорт продукции заставляет отечественных производителей переходить на более высокий уровень техники и технологий, повышать качество продукции, сокращать издержки производства, расширять ассортимент продукции.
Конкуренция на рынке кормов постоянно требует поиска новых путей повышения качества комбикормов и снижения производственных затрат [1].
Необходимо проведение маркетинговых исследований возможных закупок зерна с целью увеличения объема производства, анализ рынков сбыта по реализации продукции, определение новых, изучение зарубежного опыта в этой отрасли.
Перспективным решением является создание региональных зерновых ассоциаций, в которые входили бы поставщики сырья, переработчики, снабженческо-сбытовые и другие организации. Сочетание интересов всех участников интеграционных структур позволит: объединить усилия входящих организаций для выполнения определенных функций; расширить возможности внедрения достижений научно-технического прогресса, внедрять безотходные и малоотходные технологии, повысить мотивацию труда; обеспечить взаимные экономические интересы участникам в получении общего максимального конечного результата в технологической цепи "производство - переработка - сбыт".