Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние [7].
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Вторую группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли [16].
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения.
Каждая эталонная стратегия имеет свои разделы, которые конкретизируют поведение организации. Выбор зависит от настоящей стратегии предприятия, его приоритетов и целей на будущее [5].
На данном этапе функционирования предприятие применяет частично стратегию интегрированного роста, в частности стратегию обратной вертикальной интеграции. Это проявляется в рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур либо так называемых выгодных партнеров, осуществляющих снабжение и потребление в лице РСУП "Бобовский", СГЦ "Заречье", финансирующего органа Агропромбанк и ОАО "АФПК "Жлобинский мясокомбинат".
В дальнейшем выгодным и целесообразным будет продолжение применения стратегии интегрированного роста, а именно стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи, увеличением маркетинговой роли на предприятии и т.д.
Данная стратегия будет заключаться в применении рекламной деятельности на предприятии, возрастут затраты на расширения рынка сбыта и дистрибьюторской сети за счет работы маркетингового отдела.
Экономический эффект от внедрения в планы стратегии вперед идущей вертикальной интеграции может быть рассчитан методом ROI, исходя из внедрения маркетингового хода, то есть реклама. Цена рекламы 2млн. руб; за счет узнавания продукции и ее популяризации на новых рынках и среди населения будет получена более высокая чистая прибыль в размере 800 млн. руб, то есть чистая прибыль от внедрения мероприятия равна 3 млн. руб.
ROI1= чистая прибыль/затраты, ROI1= 3млн. руб/2 млн. руб=1.5 раза
Исходя из полученного результата, можно сделать вывод, что при следовании предприятием по данной стратегии будет достигнуто улучшение показателей в 1,5раза, в сравнении с существующими на данный момент.
Вторым сценарием стратегического поведения предприятия может выступать стратегия концентрированного роста, а именно стратегия усиления позиции на рынке, а также стратегия развития рынка.
Данную стратегию можно применить путем применения оптовых скидок. Проведение такого мероприятия обойдется в 100 тыс. руб, а прибыль от мероприятия принесет от 200 до 300 тыс. руб (в среднем 250 тыс). Рассчитаем экономический эффект от данного применения:
ROI2=250 тыс. руб /100 тыс. руб=2,5 раза
Итак, данный показатель говорит о том, что следование по данному сценарию может повысить прибыль предприятия в 2,5 раза, что существенно расширит возможности предприятия по обновлению техники и технологии.
Также возможно производство на базе данного завода кормов для иных животных для развития рынка продаж. И возможен поиск новых выгодных партнеров для сбыта продукции.
Третьим вариантом сценария стратегического поведения может быть предложена стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со
снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.
Применение данной стратегии возможно с закупкой нового, более совершенного и экономичного оборудования. К таким отнесем закупку теплового реле на 2-63 А. Его стоимость составляет 3 млн. руб, но прибыль при снижении затрат на производство составит 5млн.750руб уже за год.
Следовательно экономический эффект от внедрения данного мероприятия составит:
ROI3=5млн 750руб/3 млн. руб=1,9 раз
При установке новых конденсатоотводов на паровой линии участка грануляции и подогрева мазута экономия составит: экономия в год составит 110 Гкал или 15 тонн мазута, в сумме 15000 кг * 360 дней=5,4 млн. руб - 1 млн. руб (стоимость данной установки) = 4,4 млн. руб., и прибыль от данного внедрения будет составлять соответственно 5,4 млн. руб.
Экономический эффект будет составлять:
ROI4=5,4 млн. руб/1 млн. руб=5,4 раза
Произведенные эффекты от внедрения предложенных мероприятий при применении данных сценариев помогут сократить издержки предприятия, создать более конкурентоспособное положение предприятия на рынке, повысить выпуск продукции и соответственно прибыль.