Введение
Значение документа для предприятия трудно переоценить. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности организации и составляет основу любого бизнеса.
Большую часть служебной информации работники предприятия получают посредством документов. В каждой организации на составление документов и на работу с ними в среднем уходит 60% рабочего времени.
Современное управление государственным предприятием или коммерческой организацией – это в значительной степени непрерывная череда процессов составления и перемещения документов. Осуществляются проекты, заключаются и расторгаются договоры, покупаются и продаются ценные бумаги, предприятия, недвижимость. За всем этим стоят документы.
Руководители предприятий несут персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов. Беспорядок в хранении документов может обернуться риском потери ценной информации, что может негативно отразиться на деятельности предприятия. Ошибки при ведении кадровой документации, фиксирующей отношения работника с предприятием и подтверждающей его зарплату или стаж, не просто выражают неуважение к сотруднику, но и являются нарушением требований Трудового Кодекса Российской Федерации.
С документацией связана деятельность всех работников – от технических исполнителей до руководителей. Одни создают документы, другие обеспечивают их оформление и передачу, третьи руководствуются этими документами и на их основе принимают решения.
Делопроизводство на предприятии должно вестись на основе Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). Она помогает избежать излишеств и дублирования в работе, так как в ней сформулированы единые требования и рекомендации по вопросам подготовки документов, организации документооборота, учета и поиска информации, осуществления контроля за исполнением документов и группировки их в дела.
На данном предприятии используются следующие документы:
1 Организационные документы:
1.1 Устав;
1.2 Положение о персонале;
1.3 Положение о структурном подразделении;
1.4 Правила внутреннего трудового распорядка;
1.5 Структура и штатная численность;
1.6 Штатное расписание.
2 Распорядительные документы:
2.1 Постановления;
2.2 Решения;
2.3 Распоряжения;
2.4 Приказы по основной деятельности;
2.5 Указания;
2.6 Извещения.
3 Информационно-справочные документы:
3.1 Докладные, объяснительные, служебные записки;
3.2 Справки по производственным вопросам;
3.3 Акты;
3.4 Протоколы (полные и краткие).
4 Документы по личному составу:
4.1 Приказы по личному составу;
4.2 Заявления;
4.3 Резюме;
4.4 Расписки;
4.5 Доверенности;
4.6 Контракты.
Делопроизводство – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
Организационно-распорядительные документы – это документация, касающаяся взаимоотношений предприятия с вышестоящими, подчиненными и сторонними организациями, регулирующая процесс управления в организации, ее структурных подразделениях, это права и обязанности организации в целом.
В состав организационно-распорядительных документов входят:
Устав – документ, которым оформляется порядок образования организации, определяется ее структура, функции, правовое положение.
Уставы, после их утверждения вышестоящей организацией, подлежат обязательной регистрации в администрации. Реквизиты и текст устава аналогичны реквизитам и тексту положения. Дополнительным реквизитом являются лишь подписи учредителей. Текст устава структурно разбивается на разделы:
Устав подписывают учредители предприятия.
Положение о персонале (правила внутреннего трудового распорядка) – составляется на бланке предприятия, согласовывается путем обсуждения на собрании трудового коллектива, визируется юристом, утверждается руководителем предприятия. Структура текста:
Положение о структурном подразделении – определяются задачи, функции, права и обязанности, взаимоотношения данного отдела с другими подразделениями: права, ответственность, организация работы. Структура текста: