Сегодня бизнес-планирование это не способ принуждения предприятия к строго определенному виду деятельности со стороны государства, а основной инструмент формирования стратегии его развития как самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Сущность содержания современного бизнес-планирования кратко можно выразить следующей фразой:
“От ориентации на товары к финансовым интересам предприятия”. Корпоративное планирование - это прежде всего планирование бизнеса.
В свою очередь, рыночная ориентация вносит новые мотивационные механизмы, связанные с финансовыми интересами и не известные российским гражданам.
Сегодня многое приходится возрождать в России. Ведь управление проектами не является чем-то новым.
Разнообразие окружающей среды обитания, необходимость ее познания с целью изменения и совершенствования применительно к возрастающим потребностям человека являются источником многообразия идей и путей их реализации. В разное время в зависимости от социально-экономической среды и общественного развития они претворялись в жизнь различными методами и средствами.
К настоящему времени бизнес-планирование стало признанной во всем мире методологией предпринимательской деятельности, превратилось в своеобразный культурный мост в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве между странами и континентами.
Бизнес-план является неотъемлемой составной частью комплекса работ по управлению деловыми проектами (см. Приложение). Выделение его в настоящее время в самостоятельный элемент, не зависимый от других этапов бизнес-планирования, отражает прежде всего недостаточный профессиональный уровень многих менеджеров и предпринимателей, с одной стороны, а также отсутствием государственных механизмов регулирования предпринимательства - с другой.
Во-вторых, российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Он является новым документом для многих российских предпринимателей. Распространена точка зрения, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана. Иногда считается, что его отсутствие может быть компенсировано познанием “глубин” отечественного бизнеса и интуицией.
В современных условиях такая позиция не может быть достаточной не только для получения инвестиций под конкретные бизнес-проекты, но и для квалификационной работы в бизнесе. В этом смысле практика бизнеса обгоняет законодательство, и бизнес-планирование становится неотъемлемым элементом предпринимательской деятельности.
Вместе с тем развитие экономики каждой страны, ее национального хозяйства во все большей степени определяется не только ее внутренними возможностями, но и масштабами и степенью ее участия в мировом общественном разделении труда, ресурсами всего человечества.
Ситуацию в экономике России в 2001 году было принято определять как стабилизирующуюся. Прекратилось падение производства, появились симптомы реального роста производства на новой рыночной основе. Уже не было влияния распада старой системы, увеличилось влияние таких рыночных факторов, как платежеспособный спрос, финансовое положение предприятий, ограничение ресурсной базы. Улучшилась, хотя и не стабилизировалась политическая ситуация в стране, удалось победить инфляцию и создать условия для роста инвестиций.
Несмотря на непоследовательность и противоречивость реализации государственной программы экономических реформ в России, сами эти реформы были абсолютно необходимы, а их болезненные последствия неизбежны.
Прорыв к рынку, особенно в условиях страны, где в течение семи десятилетий частная собственность и рыночные отношения старательно изгонялись, а нормальный менталитет общества по отношению к рынку и конкуренции разрушен, был невозможен без издержек, сколько бы ни раздавалось спекулятивной и популистской критики по этому вопросу. Но если бы этот прорыв не был сделан, потери общества были бы намного больше.
Оппозиция реальным реформам обычно ссылается на специфику России, которой якобы противопоказаны принципиальные и твердые шаги в области антиинфляционной политики.
Жизнь показала, что главная опасность для России таится не в спаде производства и даже не в инфляции, а в отсутствии сильной политической власти, в неприкрытой борьбе оппозиции за власть, где аргументы из экономической области часто используются в личных и реваншистских целях.
Современное положение России в экономике характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупными производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (правда, в основном топливно-сырьевой базы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения.[19]
Будучи среднеразвитой страной, по ряду параметров она занимает промежуточную позицию в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами.
Россия находится на довольно раннем этапе перехода к рыночной экономике, и переходный период здесь займет более длительный срок. Важной исторической особенностью России является доминирующее положение государства в экономике.
Так как вмешательство государства в экономику в советский период достигло максимально высокого уровня, для перехода к рынку и усиления позиций частной собственности была необходима либерализация (уменьшение регулирующей роли государства). Тем не менее, степень государственного контроля над хозяйственными процессами в стране в обозримом будущем будет оставаться довольно высокой.
Государственное вмешательство в экономику при всех неизбежных его недостатках, связанных с бюрократизмом и лоббированием при принятии решений, неэффективностью и расточительностью государственного сектора и т.д., в принципе может играть важную и позитивную роль в развитии производства, направлении инвестиций в реальный сектор, подъеме социальной сферы.
В то же время в России не исчерпан потенциал либеральных реформ: необходимо снизить нагрузку на бюджет путем закрытия неконкурентоспособных предприятий, развития негосударственных форм социального обеспечения и т.д. Эти два направления развития и будут определять в обозримом будущем формирование рыночной экономики в России.[20]
Современный этап является переломным для России с точки зрения роли внешних факторов в ее экономике.
Обширные и разнообразные природные ресурсы, масштабный и слабо насыщенный внутренний рынок, значительный государственный спрос на промышленную продукцию - все эти обстоятельства еще в Российской империи обусловили сравнительно невысокую вовлеченность страны в мирохозяйственные связи. В советский период к этим факторам добавилась и длительная экономическая изоляция от мирового рынка.
Однако, как представляется, фактор одной лишь ценовой конкуренции может оказаться недостаточным для привлечения потребителей с высокими и средними доходами.
Отечественные производители должны взять на вооружение весь используемый их зарубежными соперниками арсенал средств неценовой конкуренции, прежде всего улучшение качества продукции.