7) Фактор эпидемий. Отрицательное воздействие этого фактора невозможно побороть без грамотной политики государства в области здравоохранения, достойного материального снабжения медицинских учреждений, строгим наблюдением за здоровьем населения. Ведь эпидемии способны за очень короткое время существенно снизить численность населения, они очень опасны.
Россия вступила в ХХ век с рекордно высоким уровнем рождаемости. Даже в 1915 г., когда значительная часть мужчин была призвана в армию, население страны продолжало расти. В ближайшее время вступает в свой детородный возраст поколение 1980-1987 годов рождения. Последнее многочисленное поколение, способное заместить своих отцов и матерей. Государственная демографическая политика России должна быть направлена на стимулирование рождения второго и третьего ребенка, т.к. это еще остается приемлемой ценностью и возможно при создании соответствующих материальных и бытовых условий. Расходы на демографическую политику должны занять первое место в государственном бюджете. Объем льгот и поощрительных выплат для двух- трехдетных семей должны достичь уровня, при котором такие семьи будут в материально выгоднее однодетных. Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью с одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза) и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смерти несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя продолжительность жизни населения страны на конец 2000 года составила 65,9 лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составляют 12 лет. Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в области демографической политики являются: - разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и региональных особенностей демографических процессов. - разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации профилактике и борьбе со СПИДом и др. - разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда. - разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.
В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе: - поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла. - учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении ипотечных кредитов и т.п.). Естественная убыль населения России в 1999 г составила 4,8 человек на 10 тыс. граждан. По прогнозам Госкомстата, если эта тенденция сохранится, то к 2015 году население России составит 138,4 млн. человек, к 2025 г - снизится на 9,5 млн. человек, а к середине 21 века - на 26,1 млн. человек. Такая демографическая ситуация, может привести "к катастрофе" пенсионной системы России и нехватке рабочей силы в стране. Для предотвращения демографического кризиса нужны серьезные, последовательные меры, сказал министр. Правительством уже разработана концепция демографического развития РФ, которая предусматривает выполнения ряда социальных программ, в частности, по снижении уровня смертности, охране условий труда, борьбе с туберкулезом и наркоманией.
1.3 Анализ нормативно-правовой базы в области демографической политики
На создание благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми направлены следующие мероприятия:
· 1) введение с 1 января 2008 года на основании федерального закона от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» ежегодной индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Пособия в увеличенных размерах получат более 2,5 млн. женщин. Финансирование мероприятия по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется как из средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, так и за счет собственных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
· 2) подготовка нормативной правовой базы, обеспечивающей выплату с 1 января 2010 года средств материнского (семейного) капитала, включая проекты постановлений «О Правилах отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии», «О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318»;
· 3) проведение мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным детям и детям первого года жизни (в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»).
В составе этих мероприятий:
· обеспечение на основании родовых сертификатов медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, в том числе медикаментозное обеспечение женщин в период беременности, а также диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет;