Статьей 272 УК РФ введена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Такое деяние наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
5. Административная ответственность акционерного общества – реестродержателя, должностных лиц исполнительных органов акционерного общества.
Данная ответственность устанавливается сегодня в соответствии с федеральным законом от 5 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Данным законом предусмотрены следующие составы правонарушений реестродержателя:
· нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия (опубликования) информации, обязанность по раскрытию (опубликованию) которой предусмотрена законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
· нарушение эмитентом установленных требований к проведению эмиссии ценных бумаг, в том числе совершение эмитентом сделок по размещению ценных бумаг, выпуск которых приостановлен;
· незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр владельцев ценных бумаг, либо внесение в указанный реестр недостоверных сведений, либо нарушение сроков выдачи выписки из указанного реестра, равно как и невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение указанного реестра, иных законных требований владельца ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг;
· воспрепятствование проведению проверки федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченной им организацией, неисполнение эмитентом предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
· воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента, регистратора, оказание давления на инвестора.
За указанные выше нарушения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, либо его региональным отделением, в соответствии со ст.12 данного закона, может быть наложен штраф на должностных лиц в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - в размере до 10 000 минимальных размеров оплаты труда.
Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (его регионального отделения) о наложении штрафа выносятся в форме постановления о наложении штрафа, являющегося исполнительным документом. Штраф должен быть уплачен в течение 15 дней с даты получения нарушителем постановления о наложении штрафа. В случае неуплаты штрафа в указанный срок он может быть взыскан в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Укажем также и на то, что уплата штрафа не освобождает должностное лицо, юридическое лицо и индивидуального предпринимателя от исполнения обязанности устранить нарушение. Лицо, на которое наложен штраф, вправе обратиться в суд с заявлением об отмене или изменении постановления о наложении штрафа, причем постановление о наложении штрафа может быть обжаловано им в течение десяти дней со дня его принятия. Подача указанного заявления приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа на время его рассмотрения в суде.
Итак, на основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что правильная постановка ведения реестра акционеров, соединенная с наличием у акционеров общества необходимых знаний в данной области, является бесспорным залогом защиты прав собственности акционеров.
Нарушения законодательства при осуществлении учета прав собственности, отсутствие у лиц, ведущих реестр, элементарных знаний в данной области, в конечном итоге могут привести к возникновению крайне негативных хозяйственных рисков для самого акционерного общества, что влечет за собой недоверие к вложениям в ценные бумаги такого эмитента.
Полагаем, что в области учета прав собственности на ценные бумаги также необходимо проведение существенных «структурных» преобразований.
Прежде всего, они должны быть связаны с ликвидацией зависимости регистраторов от финансово-промышленных групп, являющихся их клиентами и/или акционерами. Зависимость регистраторов определяется двумя факторами: прямым или опосредованным участием эмитента (банка профучастника рынка ценных бумаг) в управлении регистратором и риском финансовой несостоятельности регистратора в результате возможной утери дохода, получаемого за ведение реестра.
Исходя из этого, важным является ужесточение требований к участию в уставном капитале регистратора и его органах управления, а именно:
запретить совокупное участие в уставном капитале регистратора одного эмитента и его аффилированных лиц в объеме, превышающем 20%;
ввести запрет на участие в органах управления регистратора лиц, прямо или косвенно связанных с вышеуказанными лицами (сотрудники, лица, входящие в органы управления, лица, владеющие их акциями);
ввести обязательное регулярное раскрытие информации о структуре его аффилированных лиц, о существенных фактах и событиях и т.д.;
В целях снижения финансовой несостоятельности регистраторов необходимо также принять ряд мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости:
проводить политику, направленную на укрупнение регистраторов, с целью снижения их зависимости от эмитентов (кроме того, расширение бизнеса регистраторов может стать гарантией от злоупотреблений, поскольку с увеличением величины и стоимости бизнеса, риск его утраты вследствие допущенного нарушения возрастает многократно);
· необходимо введение более жестких требований к деятельности специализированных регистраторов, депозитариев, позволяющих повысить гарантии возмещения причиненного по их вине ущерба зарегистрированным лицам. К таковым гарантиям можно отнести введение в качестве обязательного условия получения лицензии наличия страхового обеспечения регистраторских (депозитарных) рисков.
Особое внимание следует уделить совершенствованию законодательства в сфере установления ответственности регистратора за свои действия. Ведь зачастую заинтересованность регистратора в нарушении закона столь высока, что он готов рисковать утратой бизнеса (тем более, что случаев отзыва лицензии за нарушения практически нет). Исходя из этого, следует предпринять такие шаги как:
обеспечить формирование информационной базы данных о нарушениях в сфере учета прав собственности и спорных ситуациях в данной области;
предусмотреть конкретные составы правонарушений (а возможно и преступлений) в сфере учета прав собственности и ответственность за их совершение;
ввести принцип личной ответственности руководителя регистратора за совершенные нарушения (вплоть до уголовной);
четко оговорить меру ответственности регистраторов и депозитариев за разглашение сведений из имеющийся у них информационной базы;
ввести детальную регламентацию процедуры исполнения регистраторами и депозитариями предписаний судебных и правоохранительных органов;