В качестве еще одного фактора, оказывающего негативное воздействие на систему учета прав собственности на ценные бумаги, выступает несовершенство законодательства в данной сфере.
Так, по-прежнему, отсутствуют единые для всех регистраторов формы, стандарты и правила ведения реестров, что приводит на практике к увеличению возможностей манипулирования правилами ведения реестра, созданию искусственных препятствий при проведении операцией в системе ведения реестра. Также можно сказать о том, что включение эмитентов в процедуры, связанные с обслуживанием реестров (например, при передаче реестра специализированному регистратору), создает риск появления параллельных реестров, производства незаконных изменений в системе ведения реестра.
Но основным негативным фактором, влияющим на общий уровень соблюдения прав инвесторов в сфере учета прав собственности на ценные бумаги, являются массовые нарушения законодательства эмитентами, осуществляющими в соответствии с законодательство самостоятельное ведение реестра.
Практика работы Коми республиканской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку показывает, что именно в таких акционерных обществах (а, например, в Республике Коми самостоятельно ведут реестр около 90% из 1 500 акционерных обществ) наиболее грубо нарушаются требования законодательства в сфере ведения реестра.
Так в качестве наиболее распространенных нарушений, встречающихся в подавляющем большинстве случаев, можно выделить следующие:
1. Многие акционерные общества начинают вести реестр акционеров позже чем через месяц после государственной регистрации, нарушая тем самым ч.2 ст.44 «Об акционерных обществах».
2. Обращение акций (как правило, закрытых акционерных обществ), в нарушение действующего законодательства, происходит без государственной регистрации их выпуска. Так, по данным ФКЦБ России из зарегистрированных в стране 430 тыс. акционерных обществ лишь 110 тыс. из них зарегистрировали хотя бы первичный выпуск акций. 1 Очевидно, что данное обстоятельство негативно влияет на общее состояние рынка ценных бумаг, поскольку сделки с акциями, не прошедшими государственную регистрацию могут быть признаны недействительными в соответствии с гражданским законодательством. Следует однако отметить, что данное обстоятельство во многом вызвано неэффективностью существующей системы государственного регулирования рынка ценных бумаг, о чем подробнее будет сказано ниже.
3. .В обществе не разрабатываются Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и требуемые законодательством формы документов системы ведения реестра.
4. Система ведения реестра не содержит требуемых законодательством данных, необходимых для идентификации владельцев именных ценных бумаг, что создаёт благоприятные условия для мошенничества
5. Лицевые счета ведутся с нарушением требований законодательства. В них часто недостаёт необходимых данных, не отражается история ценных бумаг, уничтожается информация, что в результате приводит к искажению сведений в реестре.
6. Регистрация перехода прав на ценные бумаги осуществляется, как правило, с нарушением действующего законодательства. В соответствии с законодательством регистратор должен вносить приходную запись по лицевому счёту приобретателя на основании передаточного распоряжения. Однако в некоторых случаях записи производятся на основании заявления (иногда устного) акционера об исключении его из числа акционеров. Такие нарушения способствуют злоупотреблениям со стороны регистратора.
7. Передаточные распоряжения не содержат всей необходимой информации, требуемой законодательством, в итоге к исполнению принимаются распоряжения сомнительной достоверности. Во многих случаях в них отсутствуют следующая информация:
· дата выдачи;
· тип операций с акциями
· тип акций
· указание статуса зарегистрированного лица
· основание перехода прав на ценные бумаги (ссылка на договор и т.п.).
9. Акционерам общества, имеющим право получения информации из реестра в соответствии с положениями ст.51 закона «Об акционерных обществах» (предоставление по требованию лиц, зарегистрированных в реестре акционеров общества и обладающих не менее чем 10 процентами голосов на общем собрании акционеров, списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров для ознакомления) отказывается в предоставлении информации.
10. Требование в нарушение законодательства от зарегистрированных в реестре лиц платы за оказание услуг по ведению реестра.
11. У регистраторов отсутствует список лиц, имеющих полномочия на получение информации, содержащейся в реестре владельцев именных ценных бумаг , что может повлечь нарушение конфиденциальности записей в реестре в силу представления информации не уполномоченным лицам.
Полаем, что основными причинами указанных нарушений законодательства являются:
· Подчиненность лиц, ответственных за ведение реестра непосредственно управленцам акционерного общества (прежде всего – единоличному исполнительному органу), в результате чего данным лицом выполняются незаконные по свое сути указания данных должностных лиц акционерного общества по осуществлению тех или иных операций в реестре.
· Отсутствие разработанных правил ведения реестра, форм документов системы ведения реестра.
· Недостаток правовых знаний в данной области у руководителей акционерных обществ, у лиц, ответственных за ведение реестра.
· Неэффективность механизма ответственности лиц, ответственных за ведение реестра, должностных лиц акционерных обществ, за нарушения законодательства в сфере учета прав собственности.
Исходя из всего вышеизложенного, становится очевидной необходимость совершенствования всей системы корпоративного управления, необходимость приближения ее к международным стандартам.
С учетом того обстоятельства, что в настоящее время происходит процесс концентрации акционерной собственности, связанный с уменьшением числа акционеров, с сосредоточением управления обществом в руках небольшого количества акционеров, вопросы правильного учета прав собственности, как одного из наиболее весомых факторов обеспечения прав собственников и неотъемлемой составной части корпоративного управления акционерным обществом в целом, приобретают все большее значение.
Исходя из этого, следует указать, что на реестродержателя, а также непосредственно на лицо, осуществляющее ведение реестра, может быть возложена различного рода ответственность за совершенные им неправомерные действия. Знание этого факта акционерами способно существенно повысить степень ответственности реестродержателя за свои действия. Говоря об ответственности реестродержателя, следует вести речь о нескольких ее аспектах:
1. Гражданско-правовая ответственность акционерного общества – реестродержателя;
2. Гражданско-правовая ответственность лица, осуществляющего в акционерном обществе ведение реестра;
3. Установленная трудовым законодательством ответственность лица, ведущего в акционерном обществе реестр;
4. Уголовная ответственность лица, ведущего реестр;