в) профессиональная компетенция и социальная ответственность как руководителя;
Для фирмы "Оптика" с целью повышения эффективности ее работы подходят следующие основные элементы рациональной бюрократии:
1) четкое разделение труда на основе должностных инструкций.
2) иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий руководитель контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3) наличие обобщенных формальных правил и стандартов работы, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. Например, правила обслуживания клиентов и выполнения заказов, предоставление отчетов о ежедневных оборотах магазина, правила регистрации заказов и т.п.
4) осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить организация, когда, как и кто должен это сделать. Для воплощения своих решений в дела руководители должны применять на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация - это процесс побуждения работников организации к деятельности для достижения личных целей и целей организации [5, с. 360].
Разработанные теории мотивации делятся на 2 категории: содержательные и процессуальные. К числу содержательных теорий относятся теории, разработанные Маслоу, МакКлелландом и Герцбергом, целью которых является определение потребностей, побуждающих людей к действию.
Основные потребности, выделяемые автором каждой из теорий, приведены ниже:
А. Маслоу |
Д. МакКлелланд |
Ф. Герцберг |
1. Физиологические потребности |
1. Потребность власти как |
1. Гигиенические факторы: |
в еде, воде, убежище, отдыхе. |
желание воздействовать на |
- политика фирмы; |
2. Потребности в безопасности |
других людей. |
- условия работы; |
и уверенности в будущем. |
2. Потребность успеха - удовле- |
- заработок; |
3. Социальные потребности в |
творяется за счет процесса |
- межличностные отношения |
чувстве принадлежности, социал. |
доведения работы до успешного |
с начальниками, коллегами; |
взаимодействии и поддержке |
завершения. |
- степень контроля за работой. |
4. Потребности в уважении: |
3. Потребность в причастности, |
2. Мотивационные факторы: |
в самоуважении, компетентности |
т.е. налаживание дружеских |
- успех; |
и признании. |
отношений, оказании помощи |
- продвижение по службе; |
5. потребности самовыражения: |
другим. |
- признание и одобрение |
в реализации своих потренциал. |
результатов работы; | |
возможностей и росте как |
- высокая степень отвествен- | |
личности. |
ности; | |
- возможность роста. |
В качестве основной теории для определения наиболее актуальных потребностей работников фирмы "Оптика" воспользуемся теорией Маслоу. Наиболее актуальными потребностями работников данной организации являются следующие потребности: потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребность в уважении и самовыражении, социальные потребности. При этом работники управленческих должностей в большей степени мотивированы потребностями более высокого порядка, поскольку уровень их заработной платы достаточен, и у многих из них есть желание добиться определенных успехов в своей карьере и использовать возможности роста. Основными потребностями работников, занятых выполнением неуправленческих функций, являются потребности в безопасности и уверенности в будущем, поскольку их работа носит в основном рутинный, нетворческий характер, уровень заработной платы ниже уровня оплаты управленцев, и следовательно такие работники будут стремиться таких внешних вознаграждений, как дополнительная оплата труда, премии и т.д. Однако необходимо учитывать, что некоторые из этих работников имеют так же социальные потребности и потребности в уважении.
В качестве основных принципов стимулирования и методов удовлетворения различных потребностей работников и руководителей различных уровней управления в фирме "Оптика" целесообразнее использовать следующие принципы и методы:
1. Материальное стимулирование:
а) установление премий за перевыполнение плана;
б) использование премий за повышение качества продукции
в) надбавка к заработной плате за сверхурочную работу, при условии, что она не связана с отставанием работников в сроках выполнения задания.
2. Социальные потребности:
а) сохранение неформальных групп, если они не наносят организации реального ущерба;
б) поощрение поддержки одним сотрудником другого;
в) создание в каждом магазине духа единой команды за счет проведения конкурсов между магазинами по объемам сбыта и качеству обслуживания клиентов.
3. Потребности в уважении:
а) обеспечения подчиненным возможности обучения и повышения квалификации, что даст возможность занятия более высокой управленческой должности;
б) привлечение подчиненных к формулировке целей;
в) обеспечение обратной положительной связи с достигнутыми результатами путем подготовки полугодовых листовок о работе организации, результатах работы каждого из сотрудников и о сотрудниках, внесших наиболее существенный вклад в достигнутые результаты;