Как видно из матрицы, у фирмы "Оптика" имеется достаточное количество товаров (услуг) - «дойных коров» для финансирования товаров-«вопросительных знаков» и для «выращивания» товаров - «звезд». Поэтому портфель товаров и услуг фирмы можно считать достаточно сбалансированным и благоприятным для развития фирмы.
II. Следующим этапом при выборе стратегии является анализ силы фирмы и силы отрасли.
В зависимости от сочетания силы фирмы (характеризуется объемом реализации, ростом доли рынка, рентабельностью продукции и т.д.) и силы отрасли, используя матрицу позиций бизнеса, выбираются различные стратегия. Данная матрица представлена ниже:
Вкладывай | Высокая | |
Развитие бизнеса, | ||
вкладывание в него | ||
средств |
Удерживай позиции | |
Диверсификация при | Сила | |
одновременном |
удержании позиций | отрасли |
в старой |
отрасли Уходи | |
Диверсификация | ||
или сокращение | Низкая | |
Высокая Сила |
фирмы Низкая |
Оценим силу фирмы "Оптика" и силу отрасли, в которой она работает.
Как отмечалось ранее, данная фирма не имеет серьезных конкурентов, обладает достаточно квалифицированными рабочими кадрами, производит и реализует новые для рынка товары и услуги, производит свою продукцию по минимальной себестоимости, но не обладает большими финансовыми ресурсами. Поэтому силу фирмы "Оптика" можно охарактеризовать как умеренно сильную.
Отрасль, в которой функционирует данная организация, можно отнести к умеренно развивающейся, о чем свидетельствуют следующие факторы:
- производство линз с различными видами покрытий обладает большим потенциальным спросом;
- производство и сборка простых очков и линз является постоянно необходимым для определенного числа потребителей. К тому же в последнее время увеличилось количество людей, имеющих нарушения зрения, что свидетельствует о необходимости существования и развития этой отрасли в дальнейшем;
- производство и продажа солнцезащитных очков является постоянно необходимым видом продукции и услуг, что связано с климатическими условиями различных стран.
Таким образом, исходя из анализа силы фирмы и анализа возможностей развития оптической отрасли, для данной фирмы в качестве ориентировочной стратегии выбирает стратегию удержания рынка существующего товара и диверсификацию производства - «удерживай».
III. Для выбора конкретных возможных стратегий воспользуемся матрицей Томпсона и Стрикланда:
II квадрант: |
I квадрант: | Быстрый |
1. Пересмотр стратегии концентирован- |
1. Концентрированный рост. | рост рынка |
ного роста для усиления позиций на |
2. Вертикальная и горизонтальная интеграция. | |
рынке, развития границ рынка. |
3. Концентрическая диверсификация. | |
2. Горизонтальная интеграция | Объем | |
3. Стратегии сокращения. | рынка | |
4. Ликвидация. | наших | |
III квадрант: |
IV квадрант: | товаров, его |
1. Сокращение затрат. |
1. Концентрическая диверсификация. | возможности |
2. Диверсификация. |
2. Конгломератная диверсификация. | |
3. Сокращение производства. |
3. Совместное предприятие в новой отрасли. | Медленный |
4. Ликвидация. | рост рынка | |
Слабая Конкурентная |
позиция Сильная |
В связи с тем, что конкурентная позиция фирмы оценивается как сильная, а возможности роста рынка ее товаров и услуг можно считать умеренно быстрыми, то для фирмы "Оптика" наиболее приемлемыми являются стратегии, находящиеся в I квадранте матрицы Томпсона и Стрикланда.