Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой к валютной политики РФ. Составляет проект бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрацию проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.
Центральный Банк проводит денежную политику, в том числе эмиссию денежных знаков, регулирование банковской сферы.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг регулирует деятельность фондового рынка, в том числе регистрацию проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.
Взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов, а также контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложено на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах — налоговые инспекции. Федеральная служба налоговой полиции РФ имеет полномочия на право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ. В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин РФ.
Федеральное казначейство отвечает за исполнение бюджета по расходам.
Госрегулирование должно стимулировать формирование этических норм в бизнесе и финансах – это всевозможные кодексы чести, принимаемые предпринимателями на добровольной основе.
В систему государственного регулирования финансов первичного звена хозяйствования входят принимаемые решения по общеэкономическим вопросам развития хозяйства, которые не могут не быть непосредственно финансовыми. Например, государственный валютный контроль за экспортными и импортными операциями, осуществляемый в значительной мере как таможенный и банковский контроль, система государственного заказа, государственных гарантий по возвращению банковских кредитов, фондированию, квотированию и лицензированию, сфера межгосударственных экономических отношений, связанная с заключением краткосрочных и долгосрочных договоров об экономическом сотрудничестве. Все эти и подобные методы, инструменты регулирования оказывают влияние на состояние и развитие финансов предприятий и организаций участников таких отношений. Однако они не входят в меры государственного регулирования[3].
Финансовое регулирование экономики предприятий и организаций представляет собой обусловленный проводимой финансовой политикой процесс целенаправленного изменения количественных и качественных параметров протекания финансовых процессов посредством использования для этих целей системы методов.
Процесс финансового регулирования осуществляется через действующие, вновь вводимые, отменяемые механизмы предоставления финансовых ресурсов или их изъятия. Отличительной особенностью финансового регулирования является использование в этих целях финансовых методов, инструментов, механизмов. Финансовое регулирование – особая сфера управления финансами в государстве, предполагающая использование в процессе регулирования системы методов воздействия на денежные отношения, складывающиеся в экономике. При этом применение этих методов, выходящее за пределы непосредственной взаимосвязи и взаимообусловленности с процессами формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, денежных фондов (резервов) к сфере финансового регулирования экономики не относится.
Для государственного регулирования финансов предприятий характерен широкий спектр фактически и потенциально применимых политических, организационно-административных, экономических и собственно финансово-кредитных способов регулирования. Пределы государственного регулирования финансов предприятий и финансового регулирования экономики определены политической и экономической целесообразностью. Они во многом зависят от проводимой финансовой политики. Границы такого регулирования в принципе должны соответствовать выполнению задачи обеспечения финансово-кредитной устойчивости экономики предприятий и организаций.
Государственное регулирование финансов предприятий и финансовое регулирование объединяет юридически правовая основа этих процессов.
По способу осуществления или виду государственного регулирования финансов предприятий различаются основные, базовые финансовые методы: налоговый и бюджетный. Первый, в первую очередь, связан с регулированием размера изъятий. Второй, - с предоставлением бюджетных средств, осуществляемым через органы федерального казначейства в форме бюджетного финансирования.
Бюджетное финансирование предприятий и организаций есть превращенная форма существования цены бюджетной оплаты, или доли бюджета в оплате товаров, работ, оказываемых услуг производственной и, главным образом, непроизводственной сферы. Последняя содержится на 9/10 общих денежных затрат за счет средств местных бюджетов.
Строго говоря, налоговый метод государственного регулирования финансов предприятий выступает в качестве бюджетного. Это фундаментальный аспект государственных финансовых методов, которые, так или иначе, все замыкаются на основные финансовые планы каждого государственного звена бюджетной системы. Практически все налоги и сборы (налоговые платежи) поступают в доходную часть бюджетной системы страны. Основными видами налогов и сборов выступают: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы, то есть субъектов Российской Федерации; местные налоги и сборы. Последние к уровню государства не относятся лишь формально. Бюджетное устройство объективно притягивает их к государственным в смысле налогов и сборов в государстве. Виды налогов и сборов для большинства предприятий и организаций означают многоканальную и трехуровневую систему платежей. Эта система обладает почти фундаментальным свойством компенсировать полностью, или частично потери на выпадающие доходы, что неизбежно отражается на финансах предприятий и организаций.
Федеральное законодательство в целом наверху процессов установления и режимов применения налогов и сборов. Региональные и местные власти не могут вводить налоги и сборы, не предусмотренные к возможному применению действующих федеральным законодательством. Реальные их права связаны с процедурами введения, установления, или неприменения отдельных налогов и сборов, а также со ставками или размерами их изъятия, порядком и сроками уплаты, отчетностью по региональным налогам. Воздействие налоговой системы на финансы предприятий, фирм, компаний таково, что практически ни одно из них не подпадает, а значит не платит и половины общего числа налогов и сборов, поименованных в законодательстве. Это связано консолидированным характером налогового законодательства по видам налогов и сборов. Оно предусматривает не просто общий, собирательный перечень налогов всех уровней.