Держателем методологии бухгалтерского и налогового учета по предприятиям и организациям выступает Минфин России[7]. Это отражает действительную роль и место учета в организации их финансов, подведении финансовых итогов деятельности, практической реализации механизмов денежно-финансового распределения.
Предприятия во многом сами формируют и утверждают свою последовательную учетную политику по конкретным направлением. Составной ее частью выступают финансовые аспекты формирования доходов и расходов, прибыли, ее распределение, и тому подобное.
Финансовые аспекты формирования и раскрытия такой политики связаны со следующими аспектами ее проведения по законодательству страны[8]:
· Методы оценки активов и денежных обязательств;
· Выбор способов списания материальных ценностей и погашения денежных обязательств;
· Создание в процессе финансово-хозяйственной деятельности специальных фондов и финансовых резервов;
· Выбор способа амортизации основных фондов, нематериальных активов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
· Финансовое регулирование результатов периодических инвентаризаций;
· Порядок осуществления финансового контроля за финансово-хозяйственными операциями;
· Способы признания затрат и доходов, формирующих прибыль от продажи выпущенной продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Принятие и изменение учетно-финансовой политики предприятий и организация оформляется приказами и вводятся в действие с начала финансового года. Собственно под учетно-финансовой политикой понимается проводимая организацией политика в области отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности, оказывающая существенное влияние на финансовые результаты, движение, распределение денежных средств и финансовых ресурсов, а также финансовое состояние предприятия, фирмы, компании.
Организационно-административные меры государственного регулирования связаны с финансами предприятий через нормативный, подзаконный и оперативный управленческий документооборот. Последний, например, выступает в виде соответствующих решений по целесообразности реализации проектов на территориях регионального и местного самоуправления.
Методы государственного регулирования финансов предприятий и организаций включают также внебюджетные фонды мобилизации части чистого дохода предприятий и организаций[9]. Отчисления в государственные внебюджетные фонды, источником формирования которых служит вновь создаваемая стоимость, выраженная в денежной форме, определяются государством, или от его имени и по поручению. Эти изъятия финансовых ресурсов предприятий носят обязательный характер для хозяйствующих субъектов.
Важной мерой государственного регулирования предприятий выступает заключение межгосударственных и межправительственных соглашений, связанных с выполнением межгосударственных заказов и обязательств.
Государственное финансовое и нефинансовое регулирование экономики предприятий и организаций не тождественно произведенной записи в каком-либо регистре, не сводится к изменению подхода, условий и порядка практической реализации финансовых отношений. Оно имеет место только тогда, когда процесс изменений завершается предполагаемым, хотя бы по общему направлению, результату. Регулирование финансов предприятий «в холостую» возникает всякий раз, когда к желанию что-либо отрегулировать не добавляется учет вопросов: в каких реальных политических, экономических, национальных и так далее, внешних и внутренних условиях решаются вопросы регулирования финансов предприятий и организаций[10].
Для проведения анализа системы финансов необходимо рассмотреть из чего формируется бюджет Уссурийского городского округа, то есть его статьи доходов и расходов.
На 2009 год было установлено:
1. общий объем доходов бюджета Уссурийского городского округа в сумме 2114593,4 тыс. руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2009 году в сумме 723518,4 тыс. руб.;
2. общий объем расходов бюджета Уссурийского городского округа должен составить 2236593,4 тыс. руб.;
3. размер дефицита бюджета Уссурийского городского округа в сумме 122000,0 тыс. руб.;
4. общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 870,0 тыс. руб.; Доходы муниципального образования формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местный бюджет после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местный бюджет, в порядке и по нормативам, устанавливаемым федеральными законами, законами Приморского края и правовыми актами органов местного самоуправления. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальному образованию, ассигнования на финансирование реализации муниципальным образованием федеральных законов и законов Приморского края, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципального образования.До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступали доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципального образования и предназначенных для целей жилищного строительства. Дума муниципального образования вводит местные налоги и сборы, устанавливает размеры ставок по ним и представляет льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.Расходы местного бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.К капитальным расходам местного бюджета относятся расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, включающие статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципального образования, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом. Текущие расходы местного бюджета - часть расходов местного бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.В составе расходов местного бюджета могут учитываться расходы целевых бюджетных фондов.