3. Адаптированное планирование – это план, который учитывает все условия внешней и внутренней среды (приспосабливается).
Требования к планированию:
Должно быть комплексным – т.е. учитывает результаты анализа хозяйственной деятельности, общественные потребности, трудов, материала, финансовых ресурсов, нормативную базу и т.п.
Прогнозирование:
Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для конкретной организации.
Виды прогнозирования:
1. Краткосрочное (от 3 месяцев до 1 года).
2. Среднесрочное (от 1 года до 3 лет) - используется для планирования производства и т.п.
3. Долгосрочный (3 года и более).
Прогнозирование => моделирование => программирование
↓ ↓ ↓
определяется вероятность описание будущего обоснование реализации
поступления ресурсов, состояния внутренней решений по выявляемым
наступление положительных и внешней среды. прогнозам и моделям.
и негативных ситуаций
во внешней и внутренней среде.
Средства планирования:
1. Концепция – это идея обоснования метода и условия её реализации.
2. Прогноз – это научное предвидение.
3. Программа – законченный комплекс задач, мероприятий, работ, объединённых общей целью и имеющей конкретные результаты.
Виды планирования:
1. В зависимости от содержания.
1.1. Планирование научно – исследовательских работ.
1.2. Планирование производства сбыта.
1.3. Планирование материально-технических снабжений.
1.4. Финансовое планирование.
2. В зависимости от организационной структуры. Планы подразделений.
3. В зависимости от направленности и характера задач организации.
3.1. Стратегическое планирование (перспективное планирование) – это долгосрочное планирование по выживанию организации, конкретно путём создания конкурентных преимуществ (пятилетний план и план по конкретным мероприятиям – прибыли и т.п.)
3.2. Среднесрочное планирование – это срочный план (3-4- года, планирование и источники прогнозирования).
3.3. Практическое планирование (текущее) – в рамках одного года – это детальные разработки шагов и желаемых результатов для организации и её подразделений (финансированный план на год, бизнес-план на сезон).
Процесс стратегического планирования:
Анализ внешней и
внутренней среды
Миссия(политика)
Цели организации
Оценка внешней и
внутренней среды
организации с целью
выявления сильных
и слабых сторон
Этап управления сильными
и слабыми организациями
Анализ стратегических альтернатив
Выбор стратегии Тактика Правила
Реализация стратегий оценка стратегий оценка прибыльности
Бюджет и т.д. оценка структуры
Управление по целям
Технология планирования:
1. Определение основных задач, необходимых для достижения целей (пример: снизить издержки предприятия на 8% - а. совершенствованием производственных процессов;
б. переподготовкой трудовых ресурсов.
2. Установление взаимосвязей между основными видами деятельности (прим.: Составление календарного плана).
3. Уточнение полномочий для каждого вида деятельности.
4. Оценка затрат времени для каждой операции.
5. Определение ресурсов (составление бюджета).
6. Проверка сроков и коррекция планов действия.
Организация – это процесс структурирования, т.е. создание структуры, создание схем работы.
Организация – это вид деятельности, направленный на утверждение схем и структур управления должностных инструкций и других нормативных документов.
Задачи:
1. Сформировать управляющую и управляемую подсистему.
2. Установить конкурентные параметры работы подразделений (например – режим работы, соотношение между подразделениями).
Результат организации структура управления (организации).
Структура управления - это соподчинённость управленческих связей (подразделений) между управляющей и управляемой подсистемой.
Структура организации как фирмы – это логическая взаимосвязь между уровнями управления и её функциональными подразделениями.
Структуры состоят из уровней и звеньев и делятся на:
1. Одноуровневые.
2. Многоуровневые.
Подчинённость одному объекту управления определяется нормой управления.
Низший уровень управления – 10-12 объектов;
Средний уровень управления – 7-9 объектов;
Высший уровень управления – 5-6 объектов.
Под структурой производства понимается количество, состав подразделений, ступеней управления во взаимосвязанной единой системе.
Принципы формирования организационных структур:
1. Структура должна отражать цели и задачи фирмы (т.е. быть подчинена производству и изменяться вместе с ним).
2. Структура должна отражать функции разделения труда и объём полномочий (политику процедуры, правила, должностные инструкции).