Менеджмент (в переводе с латинского) – управлять.
Менеджмент – это эффективное управление хозяйством (включая межличностные отношения, управление производством, предприятием) с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.
1. Менеджмент, как наука и практика управления (представляет собой теоретическую базу практики управления, т.е. обеспечивает наилучшими рекомендациями).
1.1. Теория научного управления (заключается в признании менеджмента как науку, т.е. как самостоятельную область научных исследований в формировании методов для достижения целей организаций).
1.2. Теория административного управления (несёт в себе понятие организации структуры, тесно взаимосвязанной с управлением работниками), т.е. рассмотрение управления, как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций. “Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, контролировать”.
1.3. Теория управления с позиции психологии и человеческих отношений (т.е. это результаты исследования поведения человека в процессе работы (отсюда берёт начало теория Маслоу “О потребностях человека”)).
1.4. Теория управления с позиции поводов (т.е. с позиции науки о поведении человека):
- подход к управлению, как к процессу;
- системный подход;
- ситуационный подход;
2. Менеджмент, как организация управления фирмой (это технология (или набор взаимосвязанных функций) для достижения цели (получения прибыли)).
- установление целей;
- преобразование ресурсов через функции;
- оценка результатов;
3. Менеджмент, как организация управления структурой.
4. Менеджмент, как процесс принятия управленческих решений (т.е. анализ ситуаций рынка и других элементов внешней и внутренней среды, и принятие решений о том, “что делать” и “как”).
Виды менеджмента:
1. Производственный менеджмент.
2. Кадровый менеджмент.
3. Инновационный менеджмент о преобразовании.
4. Информационный менеджмент.
5. Финансовый менеджмент.
6. Торговый менеджмент.
7. Менеджмент маркетинга.
8. Международный менеджмент.
Задачи менеджмента:
1. Определение целей деятельности организации.
2. Достижение целей организации.
3. Увеличение доходов организации.
4. Предопределение рынка.
Организация производства товара и услуг.
Характерные черты менеджмента:
1. Экономический аспект (заключается в том, что управление осуществляется через координацию материальных и трудовых ресурсов для достижения цели – прибыли).
2. Социально-психологический аспект (заключается в том, что деятельность осуществляется группой лиц по руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей – система власти, культура, ценности, обычаи).
3. Правовой аспект (заключается в том, что деятельность опирается на государственную политику и определяется законодателем).
4. Организационно-технический аспект (заключается в необходимости определить рациональную последовательность исполнения целей заданных стратегий).
Стадии менеджмента:
1. Стратегическое управление.
1.1. Анализ среды организации (сюда входит макроокружение, непосредственная среда, внутреннее окружение).
1.2. Определение миссии организации.
1.3. Определение целей.
1.4. Прогнозирование.
1.5. Разработка стратегии, стратегическое планирование.
1.6. Контроль.
2. Оперативное управление.
2.1. Создание структуры.
2.2. Приобретение ресурсов.
2.3. Планирование.
2.4. Располительство и мотивации.
2.5. Контроль.
3. Контроль.
Зарубежные модели менеджмента:
Японская модель | Американская модель |
1. Ставка на технологические нововведения. |
1. Заимствование нововведений. |
2. Основана на учёте социальных, культурных, исторических и национальных особенностях (теория управления). |
2. Ориентируется только на технический результат (практика управления). |
3. Японский руководитель принимает решение коллективно. |
Американский руководитель решения принимает единолично. |
4. У менеджера ценится опыт. |
4. У менеджера ценится результат. |
5. Пожизненный найм руководителей. |
5. Кратковременный найм руководителей (по результатам). |
Российский менеджмент базируется на современном международном опыте и национальных особенностях (духовность, склонность к ценностям, экстровертность (открытость), склонность впитывать или отвергать инородные образования, сохранять при этом свою самобытность).
Законы:
1. Закон специализации управления – означает, что данный вид деятельности может осуществляться специально подготовленными людьми.
2. Закон интеграции управления – т.е. объединение всех структур, процессов, отделов и всех уровней управления (или объединение всех факторов деятельности предприятия: целей, требований рынка, задач, структур и т.п.).
3. Закон экономии времени – сводится к любой экономии, а отсюда следует повышение эффективности управления, достижения поставленной цели (например “скорость и реакция менеджера на изменение потребностей рынка”).
Принципы (Анри Файеля):
1. Разделение труда (поочерёдное разделение процесса результативнее).
2. Полномочия и ответственность (там, где выдаются права – возникает ответственность).
3. Дисциплина (подчинение и уважение взаимных правил).
4. Вознаграждение.
5. Централизация (т.е. процесс централизованного управления). Проблема пропорции.
6. Иерархия управления.
7. Единоначалье.
8. Единство направления (единый план, единая цель и т.п.).
9. Коллегиальность.
Принципы (современного управления):
1. Структурно-функциональные принципы управления.
2. Принципы управления производством.
3. Принципы управления персоналом.
Ведущие принципы:
1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации.
2. Принцип единоначалья (т.е. у работника только один начальник).
3. Коллегиальность (т.е. все решения принимаются коллективом, но утверждает начальник).
4. Демократизация (т.е. в процессе управления могут принимать участие все уровни управления).
Разделение труда менеджеров – это специализация управленческих работников на выполнение определённых видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности, на основании которых решаются проблемы.
Разделение труда бывает: