- высокое качество.
Ливенская Кондитерская фабрика – частное предприятие, основанное в 1990 году. Специализируется на выпуске кондитерских изделий. Использует традиционное сырье, оборудование мини – пекарни. Ежегодно персонал проходит курсы повышения квалификации. Является основным конкурентом ОАО «Орелоблхлеб» по кондитерским изделиям.
Сильные стороны:
широкий ассортимент кондитерских изделий;
гибкая адаптация к запросам потребителей и изменение ориентации производства в зависимости от изменения потребностей рынка.
ООО «Долгое-Хлеб» ориентировано главным образом на производство сортов 1 – го сорта, пшеничного 2 – го сорта, мелкоштучной сдобы в широком ассортименте, батонов, кондитерских изделий. Основной рынок сбыта – Ливенский район (23%). 69 % устаревшего оборудования.
Сильные стороны:
- широкий ассортимент мелкоштучных изделий;
- высокое качество.
По результатам маркетинговых исследований на первое полугодие 2007 года можно составить таблицу 5 по оценке конкурентоспособности продукции ОАО «Орелоблхлеб» в сравнении с ее аналогичной продукцией заводов-конкурентов. Анализ проводится по 10 бальной шкале.
Таблица 5 - Сравнительный анализ конкурентных преимуществ ОАО «Орелоблхлеб»
Показатели |
ОАО «Орелоблхлеб» |
ООО «Долгое-Хлеб» |
Ливенская Кондитерская фабрика |
Уровень технической оснащенности |
8 |
7 |
10 |
Квалификация персонала |
9 |
9 |
7 |
Сегмент рынка сбыта |
7 |
3 |
6 |
Широта ассортимента |
8 |
8 |
8 |
Наличие собственных точек сбыта (кол – во) |
5 |
– |
1 |
Качество продукции |
6 |
6 |
8 |
Возможность быстрого изменения ассортимента |
9 |
8 |
9 |
По уровню технической оснащенности у Ливенской Кондитерской фабрики самый высокий балл. Это связано с тем, что предприятие основано сравнительно не давно и при открытии предприятия всё оборудование соответствовало последним тенденциям. ОАО «Орелоблхлеб» по уровню технической оснащенности занимает второе место. С 2005 года предприятие производит замену старого оборудования новым и на 2009 год было заменено 44% устаревшего оборудования на новое, которое отвечает современным требованиям. На ООО «Долгое-Хлеб» замена оборудования началась с 2002 года и на 2009 год только 31 % заменено на современное.
На ОАО «Орелоблхлеб» средний стаж работы сотрудников составляет 15 – 20 лет. Это квалифицированный и добросовестный персонал, который хорошо знает весь процесс производства выпускаемой продукции. На предприятии ООО «Долгое-Хлеб» 41% составляют выпускники профессионально–технических училищ, не имеющих достаточного опыта работы в данной сфере производства
По хлебобулочным изделиям ОАО «Орелоблхлеб» охватывает 80 % рынка сбыта (рисунок 6). Основным конкурентом по кондитерским изделиям является Ливенская кондитерская фабрика (рисунок 7).
1 - ОАО «Орелоблхлеб»; 2 – ООО «Долгое-хлеб»; 3 – другие
Рисунок 6 – Сегментация рынка по объемам продаж хлебобулочных изделий
Вся продукция Ливенской Кондитерской фабрики реализуется в герметичной упаковке, в результате чего продукция сохраняет свои полезные свойства. ОАО «Орелоблхлеб» и ООО «Долгое-Хлеб» не используют герметичную упаковку при реализации своей продукции или используют ее частично.
1 – ОАО «Орелоблхлеб»; 2 – Ливенская кондитерская фабрика; 3 – другие
Рисунок 7 – Сегментация рынка по объемам продаж кондитерских изделий
Оборудование и технологии, используемые на ОАО «Орелоблхлеб» и Ливенской кондитерской фабрике, позволяют этим предприятиям своевременно реагировать на изменения, происходящие на рынке хлебобулочных изделий. В результате предприятие имеет возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции.
Таким образом, исходя из приведенной таблицы 5 можно сделать вывод, что ОАО «Орелоблхлеб» занимает далеко не последнее место среди конкурентов по основным факторам конкурентоспособности, но не следует забывать, что для стабильного поддержания такого положения предприятия на рынке необходимо опережать конкурентов в разработке и освоении новой продукции, технологии, дизайна, нового уровня издержек производства, цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Так достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.
В части определения (выявления) слабых и сильных сторон конкурирующих фирм отдел маркетинга ОАО «Орелоблхлеб» уделяет серьезное внимание рекламной информации конкурентов, а также их участию в выставочных мероприятиях, т.е., непосредственное ознакомление с их изделиями на стендах, а так же – описание и технологические характеристики. Немало важным фактором определения положения конкурентов на рынке является анализ информации по «Интернет» (торговые площадки, прайс-листы, реклама и т.п.).
Итак, можно сделать вывод, что продукция ОАО «Орелоблхлеб» является конкурентоспособной по экономическим и техническим показателям конкурентоспособности, таким как: качество, возможность быстрого изменения ассортимента, квалификация персонала, наличие собственных торговых точек. Но это не означает, что предприятие должно останавливаться на достигнутом, необходимо проводить дальнейшее совершенствование хлебобулочной продукции и самой маркетинговой деятельности предприятия, от которой на прямую зависит эффективность деятельности всего предприятия. Выпуск товара на предприятии напрямую связан с проблемой состояния рыночного спроса и определения целевого рынка.
Основываясь на результатах диагностики деятельности ОАО «Орелоблхлеб», можно предложить следующие направления и рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции, которые в наибольшей степени подходят данному предприятию (Приложение В).
Мероприятие 1 – расширение ассортимента.
1. Выпечка хлеба «Славянский», который содержит йод. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России каждый третий житель испытывает недостаток йода в организме. Проведенные обследования учащихся Ливенского района определили широкую распространенность заболеваний щитовидной железы, связанную с нехваткой йода. По результатам проведенных исследований в районе отмечена эндемия, т.е. йодная недостаточность средней и легкой степени тяжести. Из всех эндокринных заболеваний более 25 % составляют заболевания щитовидной железы. В рамках программы «Здоровье через хлеб» планируется выпуск хлеба «Славянский». В его состав входят йодированные дрожжи, которые, по мнению медиков, усваиваются лучше, чем йодированная соль.