Экономическая интерпретация такова – сколько рублей приходиться на один рубль собственного капитала. Из данных следует невысокий рост рентабельности продаж и оборотного капитала. И значительное снижение рентабельности основных средств и активов, стабильна рентабельность продукции. В данном случае славной стратегической задачей является повышение рентабельности основных средств и активов (таблица 3).
Таблица 3 - Оценка рентабельности ОАО «Орелоблхлеб»
Наименование показателя |
Период (базовый) 2007 г. |
Период 2008 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду) |
Период 2009 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду |
Рентабельность оборотного капитала |
0,57 |
0,59 |
0,02 |
103,5 |
0,87 |
0,28 |
147,4 |
Рентабельность продаж |
0,04 |
0,05 |
0,01 |
125,0 |
0,05 |
- |
100 |
Рентабельность продукции % |
10,7 |
10,5 |
-0,2 |
98,1 |
10,4 |
-0,1 |
99 |
Рентабельность активов % |
17,9 |
15,4 |
-2,5 |
86,0 |
9,4 |
-6,0 |
61,0 |
Рентабельность основных средств |
20,3 |
16,8 |
-3,5 |
82,8 |
11,1 |
-5,7 |
66,1 |
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (таблица 4). Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.). Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Таблица 4 - Анализ финансовых результатов ОАО «Орелоблхлеб»
Наименование показателя |
Период (базовый) 2007 г. |
Период 2008 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду) |
Период 2009 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, (в % к базисному периоду |
Прибыль от основной реализации |
110879 |
113585 |
+2706 |
102,44 |
102938 |
- 10647 |
90,6 |
Результат от прочей реализации |
4488,9 |
5413 |
924 |
120,58 |
5623 |
210 |
103,87 |
Доходы от внереализационных операций |
9,5 |
2 |
- 7,5 |
21,05 |
4 |
2 |
200 |
Расходы и убытки от внереализационных операций |
3,7 |
422 |
418,3 |
1140,5 |
422 |
- |
- |
Балансовая прибыль |
4296 |
5413 |
1117 |
126 |
4864 |
- 549 |
89,85 |
Чистая прибыль |
3078 |
3723 |
645 |
120,9 |
4186 |
463 |
112,4 |
Удельный вес прибыли в балансовой, % |
71,64 |
68,77 |
- |
- |
86,06 |
- |
- |