ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Еще несколько десятилетий назад научная теория конкурентоспособности практически отсутствовала. Перелом внесли работы современного американского экономиста Майкла Портера и, прежде всего его концепция ценности товара для потребителя.
На сегодняшний день конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Актуальность рассматриваемой темы заключается еще и в том, что функционирование предприятий происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями, когда часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции. Это выражается в установлении демпинговых цен – продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушений стандартов и условий поставок товаров, услуг и др.
Поэтому, важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль над конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Целью написания курсовой работы является анализ методов оценки и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятия с позиции системного подхода.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия, ее комплексная оценка.
Объектом исследования выбрано предприятие пищевой промышленности – Ливенский филиал ОАО «Орелоблхлеб». Это вполне объяснимо, поскольку на внутреннем местном рынке существует достаточно большое количество предприятий и частных пекарен, выпускающих аналогичную продукцию, причем разница в ценах очень и очень незначительна. В этой ситуации борьба за конечного потребителя носит больше неценовой характер, предъявляются иные качественные требования к выпускаемой продукции.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы оценки конкурентоспособности производимой на предприятии продукции;
- провести сравнительный анализ конкурентов исследуемого предприятия;
- оценить различными методами конкурентоспособность анализируемого предприятия;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
Для решения вышеперечисленных задач использовались труды отечественных и западных экономистов – специалистов в области маркетинга и менеджмента, была проанализирована годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Орелоблхлеб» за 2007 - 2009 годы, данные статистической отчетности предприятия, результаты аналитических расчетов.
При проведении финансового анализа были использованы следующие приемы и методы: анализ коэффициентов (относительных показателей); сравнительный анализ, приемы экономико-математического моделирования.
Новизна и практическая значимость исследования в данной работе заключатся в том, что рассматриваются известные методики оценки конкурентоспособности, которые на отечественных предприятиях не применяются, часто носят спонтанный характер. При этом руководители не учитывают всех составляющих конкурентоспособности предприятия, что снижает эффективность проводимых мероприятий по обеспечению конкурентоспособности продукции.
конкурентоспособность коммерческий хлебобулочный продукция
Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции [5]. Так же конкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.
Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю–продажу товара, с поставщиками – через куплю–продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами–через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами–через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности.
Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает [12]:
1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос, как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.
2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеются ввиду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).