Анализ конкурентов. Основные существующие и предполагаемые конкуренты ОАО «Самарский хлебозавод №9» по основным видам деятельности:
– ОАО «Самарский хлебозавод №1»;
– ОАО «Самарский хлебозавод №5»;
– ООО «Лиронас».
В настоящее время ОАО «Самарский хлебозавод №9» проводит огромнейшую работу по внутрифирменному планированию и разработке стратегий развития. ОАО «Самарский хлебозавод №9» очень грамотно подходит к стратегическому планированию. ОАО «Самарский хлебозавод №9», последовательно выстраивает маркетинговую стратегию развития бизнеса на основе комплексного изучения рыночной ситуации, непрерывного мониторинга деятельности конкурентов и исследованиях в изменении потребительского спроса. Ежегодно вносятся коррективы в планы стратегического развития компании с учетом рыночных факторов, что позволяет гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
На основании утвержденной в компании маркетинговой стратегии, ОАО «Самарский хлебозавод №9», удалось достичь значительного роста, за счет ведения своей деятельности: неизменно высокое качество продукции; оптимизации ассортимента товаров с учетом требований рынка. Проводятся мероприятия направленные на совершенствование системы оптимизации товарного ассортимента как наиболее точно отвечающего рыночному позиционированию ОАО «Самарский хлебозавод №9»; повышения качества продукции, в том числе за счет постоянного повышения квалификации персонала.
Для достижения целей стратегии по повышения конкурентных преимуществ ОАО «Самарский хлебозавод №9» использует: расширение клиентской базы; тщательная договорная работа; высокое качество обслуживания; расширение ассортимента; сохранения высокого качества продукции собственного производства.
На основании всестороннего изучения рыночной ситуации, приведенной выше, проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. SWOT-анализ приведен в таблице 3.
Самая опасная угроза – возрастающее конкурентное давление – должна быть обязательно и немедленно устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства фирмы и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания. Рыночная власть покупателей ниже средней, это связано с тем, что ОАО «Самарский хлебозавод №9» выполняет почти всю номенклатурную позицию услуг, которая уже существует в отрасли. Все остальные организации в совокупности не производят 100% номенклатурную позицию.
Таблица 3. SWOT – анализ ОАО «Самарский хлебозавод №9»
Преимущества |
Недостатки |
1. Высокое качество 2. Достаточно устойчивое финансовое положение |
1. Малый опыт работы в отрасли 2. Ориентация не на самый массовый ценовой сегмент, по причине дороговизны выпускаемой продукции |
Возможности |
Угрозы |
1. Тенденция роста регионального рынка 2. Низкая конкуренция на местном рынке в сегменте рынка 3. Повышение уровня жизни населения 4. Развитость банковской системы |
1. Ужесточение конкуренции 2. Постепенный переход потребителей в другой ценовой сегмент 3. Значительный уровень инфляции |
Для объективной и обоснованной оценки конкурентоспособности ОАО «Самарский хлебозавод №9» был проведен экспертный опрос специалистов, результаты которого приведены в таблице №4.
Таблица 4. Конкурентные преимущества ОАО «Самарский хлебозавод №9»
Факторы |
Конкурент |
Наша организация |
Качество продукции (Ф1) |
4 |
5 |
Информационно-рекламная деятельность службы маркетинга (Ф2) |
5 |
3 |
Ассортимент продукции (Ф3) |
5 |
3 |
Объем производимой продукции (Ф4) |
4 |
4 |
Пищевая ценность продукции (Ф5) |
5 |
4 |
Себестоимость, цена(Ф6) |
5 |
3 |
В целом оценка конкурентоспособности предприятия по различным методикам позволила сделать следующие выводы: ОАО «Самарский хлебозавод №9» уступает предприятиям-конкурентам по доле на рынке хлебобулочных изделий, по уровню рекламы предприятиям. При этом анализируемое нами, пищевое предприятие имеет достаточно устойчивые позиции и. высокую экспертную оценку по широте ассортимента и качеству выпускаемой продукции, по вариативности упаковки, условиям оплаты и качеству. Пищевое предприятие осуществляет свою деятельность достаточно' стабильно и эффективно. К конкурентным преимуществам ОАО «Самарский хлебозавод №9» относятся широкий ассортимент высококачественной продукции собственного производства.
Таблица 5. Ранг экспертных оценок по конкурентным преимуществам
Показатель |
Ранг экспертной оценки |
Политика фирмы |
3 |
Имидж фирмы |
5 |
Доля рынка |
4 |
Конкуренция предоставляемых услуг |
4 |
Качество |
5 |
Номенклатура ассортимента |
5 |
Мощность производственной базы |
5 |
Инновационный потенциал |
4 |
Цена |
3 |
Финансы |
5 |
Маркетинговые исследования |
4 |
Сбыт |
4 |
СТИС |
5 |
Реклама |
4 |