Вывод: анализируя оценку качества продукции экспертами методом рангов можно сделать следующие выводы: первый ранг получает «Творожок» с наполнителем шиповник-клубника, второй – с черносливом, третий – с черникой. Данные виды продукции являются наиболее предпочтительными с точки зрения шести экспертов. «Творожок» с наполнителем «Груша» набрал большее количество рангов, что свидетельствует о нецелесообразности выпуска данного продукта.
Метод непосредственного оценивания (балльный) представляет собой упорядочение исследуемых объектов в зависимости от их важности путем приписывания баллов каждому из них. Наиболее значимому объекту дается наибольшее количество баллов по принятой шкале, диапазон шкалы оценок принимается от 0 до 10.
Непосредственное оценивание следует применять при уверенности полной профессиональной информированности экспертов о свойствах исследуемых объектов. По результатам оценок определяем ранг и весомость (значимость) каждого исследуемого объекта. Данные расчетов заносим в таблицу 5.
Таблица 5
Объект оценивания |
Эксперт № |
Сумма рангов объектов |
Результирующий ранг объекта |
Весомость объекта | |||||
«Творожок» детский с наполнителем: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Яблоко-морковь |
7 |
6 |
10 |
10 |
7 |
7 |
47 |
4 |
0,16 |
Абрикос |
6 |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
31 |
6 |
0,11 |
Груша |
5 |
4 |
4 |
6 |
5 |
4 |
28 |
7 |
0,10 |
Банан |
4 |
7 |
6 |
5 |
4 |
6 |
32 |
5 |
0,11 |
Чернослив |
8 |
10 |
7 |
9 |
8 |
9 |
51 |
2 |
0,17 |
Шиповник-клубника |
10 |
9 |
9 |
8 |
10 |
10 |
56 |
1 |
0,19 |
Черника |
9 |
8 |
8 |
7 |
9 |
8 |
49 |
3 |
0,17 |
По результатам оценок экспертов место любого объекта определяем по формуле:
, где
Bi – весомость i-го объекта (i = 1, … n) рассчитанное на основании оценок экспертов (j = 1, … k);
Аij – оценка в баллах данной i-му объекту j-ым экспертом;
Подставляем данные из таблицы в формулу.
Вывод: анализируя данные, полученные при оценке качества «Творожков» детских с наполнителями, можно делать вывод о том, что наиболее предпочтительными оказался также «Творожок» с наполнителем «Шиповник-клубника», о чем свидетельствует большое количество отданных голосов. Преимуществом данного метода является уточняющий показатель – весомость объекта, который свидетельствует о том, что большого разрыва между распределением голосов не наблюдаться. Но все же наибольшее количество предпочтений, а соответственно и весомость, выше у «Творожка» с наполнителем «Шиповник-клубника» – 0,19. Что свидетельствует о его высоком качестве по сравнению с другими объектами.
2.2.3 Оценка качества продуктов детского питания на Кемеровском молочном комбинате по методу сопоставления
Метод сопоставления осуществляем парным сравнением и последовательным сопоставлением.
При парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный. Все возможные пары объектов представляем в виде записи каждой из комбинаций или в форме матрицы.
В результате сравнения эксперт высказывает свое мнение о важности того или иного объекта, т.е. отдает одному из них предпочтение. Иногда эксперт приходит к выводу об эквивалентности каждого из объектов пары. Для упорядочения всех рассматриваемых объектов необходима дальнейшая обработка результатов сравнения. Наиболее удобно осуществлять парные сравнения и их обработку, используя в качестве инструмента матрицы. При записи каждой комбинации эксперт подчеркивает в каждой паре сравниваемых объектов наиболее важный.