di = (Si / ∑Si), где
Si – сумма на которую поставлен товар и его разновидности в текущем
периоде в рублях.
В качестве примера рассмотрим средневзвешенный темп роста цен первого поставщика по товару А.
Тц А = 11/10 * 100% = 110 %; Тц Б = 6/5 * 100% = 120%.
Доля товара А в общем объеме поставок текущего периода:
d А = 1200*11/(1200 * 11 + 1200*6) = 0,65 – удельный вес товара А;
d Б = 1200*6/(1200*6 + 1200*11) = 0,35 – удельный вес товара Б.
Средневзвешенный темп роста составит:
ц для № 1 = 110*0,65 + 120*0,35 = 113,5%
Аналогичным способом производится расчет средневзвешенного темпа роста цен второго поставщика по товару Б.
Представим результаты расчета в таблице:
Поставщик |
Тц А |
Тц Б |
S А |
S Б |
d А |
d Б |
ц |
№ 1 |
110 % |
120 % |
13200 |
7200 |
0,65 |
0,35 |
113,5 % |
№ 2 |
111 % |
150 % |
70000 |
60000 |
0,54 |
0,46 |
128,9 % |
Таблица 9 – Данные о средневзвешенных темпах роста по поставщикам
Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества):
Для оценки поставщиков по качеству поставляемого товара рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества:
Т н.к. = d н.к.1/ d н.к.0 * 100%, где
d н.к.0 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предшествующего периода;
d н.к.1 - доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода.
За январь:
d н.к. № 1 = 75*100% / 3000 = 2,5; d н.к. № 2 = 300*100% / 15000 = 2;
За февраль:
d н.к. № 1 = 120*100% / 2400 = 5; d н.к. № 2 = 425*100% / 17000 = 2,5.
Т н.к. № 1 = 5 / 2,5 * 100% = 200 %; Т н.к. № 2 =2,5 / 2 * 100% = 125%.
Месяц |
Поставщик |
Общая поставка, ед. в месяц |
Доля товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок, в % |
Январь |
№ 1 |
3000 |
2,5 |
№ 2 |
15000 |
2 | |
Февраль |
№ 1 |
2400 |
5,0 |
№ 2 |
17000 |
2,5 |
Таблица 10 – Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок
Рассчитываем темп роста среднего опоздания (показатель надежности поставки):
Т с.о. = (О ср.1 / О ср.0) * 100%, где
О ср.0 – среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде (дней);
О ср.1 - среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде (дней).
Т с.о. = (35/7) / (28/8) * 100% = 142,9% (поставщик № 1);
Т с.о. = (36/12) / (45/10) * 100% = 66,7 % (поставщик № 2).
Показатель |
Вес показателя |
Оценка поставщика по показателю |
Произведение оценки на вес | ||
№1 |
№ 2 |
№ 1 |
№ 2 | ||
Цена |
0,5 |
113,5 |
128,9 |
56,8 |
64,5 |
Качество |
0,3 |
200 |
125 |
60 |
37,5 |
Надежность |
0,2 |
142,9 |
66,7 |
28,6 |
13,34 |
Рейтинг поставщика |
145,4 |
115,34 |
Таблица 11 – Расчет рейтинга поставщика
Из расчетов можно сделать вывод, что в данном случае предприятию целесообразно выбрать поставщика № 1, поскольку рейтинг его на порядок выше, чем другого.
Таким образом, оценку поставщиков следует осуществлять по трем направлениям: сбор общей информации, которая характеризует деятельность поставщика, данные по результатам выполнения договоров и оценка использования продукции в производственном процессе. А также по большому числу параметров: качество продукции (услуг), управление проектом, документация, своевременность поставок, монтаж оборудования, техника безопасности, экология, компетенции и обучение, инновации и тщательно проводить анализ собранной информации. Благодаря чему предприятия получают отраслевую базу потенциальных поставщиков, что позволяет сократить собственные затраты на проведение маркетинговых исследований и сделать выбор в пользу более надежного поставщика для дальнейшего сотрудничества.
Учет поступления товаров на предприятии ОАО «Магнит» подразделяется на 4 этапа: планирование потребностей в продуктах, закупка продуктов, приход продуктов, оплата поставщику.
Механизм учета с планированием потребностей, является оптимальным способом учета, так как позволяет контролировать весь процесс от заказа до приобретения наименования товара, автоматически формировать заказы поставщикам на основе плана потребностей, предполагает контроль и анализ объемов заказов. После того как сформирован план потребностей, сотрудники формируют заказы поставщикам и осуществляют закупки. Заказ поставщику это заявка поставщику на отгрузку продуктов (товаров). Приобретенные продукты (товары) приходуются на склад. Для оформления прихода товаров на склад служит «Приходная накладная». А затем после принятия товара, если не обнаружено никаких нарушений, производится оплата поставщику, как по наличному, так и по безналичному расчетам (в зависимости от оговоренных условий).