6. Психологический климат в трудовом коллективе поставщика;
7. Организация управления качеством продукции у поставщика;
8. Кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
9. Репутация и роль в своей отрасли;
10. Имидж;
11. Качество обслуживания (оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.);
12. Оформление товара (упаковка);
13. Наличие резервных мощностей у источника поставки и другие.
После выбора поставщиков, подходящих для предприятия по всем составляющим, отдел закупок заключает договора с данными поставщиками, развивает дальнейшие отношения и хозяйственные связи, формирует ассортимент товаров, управляет доставкой товаров, а также проводит с ними постоянную работу, направленную на совершенствование ассортимента выпускаемых товаров и повышение их качества.
Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения, как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для коммерческого предприятия, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров и не требует дополнительных товарных затрат в виде страховых запасов.
Рассмотрим схематично процесс выбора поставщика на предприятии:
Рисунок 3 - Процесс выбора и оценки поставщика
Для выбора и оценки поставщиков на предприятии, а также расчета рейтинга используется следующая схема:
Например:
В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщиков № 1 и № 2 товары А и Б. Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков, необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполняют по показателям:
1. Цена;
2. Надежность поставки;
3. Качество поставляемого товара.
При расчете рейтинга необходимо принять следующий удельный вес показателей: цена – 0,5%, качество поставляемого товара – 0,3%, надежность поставки – 0,2%.
Поставщик |
Месяц |
Товар |
Объем поставки, ед. в месяц |
Цена за единицу, в руб. |
№ 1 |
Январь |
А |
2000 |
10 |
Январь |
Б |
1000 |
5 | |
№ 2 |
Январь |
А |
9000 |
9 |
Январь |
Б |
6000 |
4 | |
№ 1 |
Февраль |
А |
1200 |
11 |
Февраль |
Б |
1200 |
6 | |
№ 2 |
Февраль |
А |
7000 |
10 |
Февраль |
Б |
10000 |
6 |
Таблица 6 – Динамика цен на поставляемые товары
Месяц |
Поставщик |
Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, ед. |
Январь |
№ 1 |
75 |
№ 2 |
300 | |
Февраль |
№ 1 |
120 |
№ 2 |
425 |
Таблица 7 – Динамика поставки товаров ненадлежащего качества
Поставщик 1 |
Поставщик 2 | ||||
месяц |
Кол-во поставок, ед. |
Всего опозданий, дней |
месяц |
Кол-во поставок, ед. |
Всего опозданий, дней |
Январь |
8 |
28 |
Январь |
10 |
45 |
Февраль |
7 |
35 |
Февраль |
12 |
36 |
Таблица 8 – Динамика нарушений установленных сроков поставки
Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показателя цены) производится по формуле:
цi * di, где
di – доля i-разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;
Тцi – темп роста цены на i- разновидность поставляемого товара;
n – количество поставляемых разновидностей товара.
Темп роста цены на i- разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:
Тцi = (P i1 / Pi0) * 100% , где
Pi0 – цена и разновидности товаров в предшествующем периоде;
P i1 – цена и разновидности товаров в текущем периоде.