- обеспечивающую социальную защиту, в частности, привлекающие к производственному труду пенсионеров, инвалидов и др., поощряющие благотворительность (3%);
- прочие, в том числе организующие деятельность иностранных и совместных фирм.
Для финансового менеджмента, в частности, при выборе и прогнозировании инвестиционных проектов и источников их финансирования, особенно важна первая группа, из них наиболее от налогообложения прибыль, идущая на капиталовложения в производственную сферу и на содержание сырья, при условии направления на эту же цель всей амортизации, а также прибыль, используемую в пределах 10% на мероприятия НТП.
Из чистой прибыли оплачиваются штрафы в бюджет и во внебюджетные фонды, некоторые платежи по местным налогам, образуется резервный фонд (согласно устава), оставшаяся сумма делится на фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления состоит:
1.премии, единоврмененные выплаты за производственные успехи и материальная помощь, помимо учтенных в себсетоимости.
2.ссуды молодым семьям, на строительство и ремонт жилья, данных домиков, и т.п.
3.содержание объектов социальной сферы.
4.страхование пенсий для своих сотрудников.
5.улучшение питания в столовых.
6.сверхлимитные представительские расходы, страховые платежи.
7.прочие.
Фонд накопления состоит из:
1.капиталовложения – прямые инвестиции: в расширение, техническое перевооружение, модернизацию производства, научные разработки, прочие нематериальные активы (прирост основного капитала).
2.капитальное строительство объектов социальной сферы.
3.прирост оборотных средств (оборотного капитала).
4.возврат ссуд, уплата процентов, в том числе превышающие лимит Центрального Банка.
5.финансовые вложения по контрактам.
6.благотворительность, спонсорство и т.п.
7.прочие.
Фонды потребления и накопления кроме прибыли имеют и другие источники – спонсорских поступлений, дотаций и иных добровольных взносов сторонних организаций. Кроме того, к фонду накопления присоединяются: амортизация, средства долевого участия в капитальных затратах предприятий или органов власти в регионе (из местных бюджетов), дополнительные источники прироста оборотных средств, кредиты банков или других финансовых структур, бюджетные ассигнования и т.п.
Распределение фонда потребления может иметь более широкий спектр. Конкретные решения зависят от реальных нужд предприятия в данный момент. Однако, выбирая направления вложений нужно ориентироваться на нормы финансового законодательства, на соизмерение доходов и расходов, ориентируясь на критерий их эффективности.
Амортизация – это постоянно накапливаемый износ основных фондов в стоимостном выражении для последующего использования на реновацию, т.е. на простое и расширенное воспроизводство стоимости соответствующих активов.
Амортизация – важнейший источник воспроизводства и научно-технического развития на всех ступенях хозяйственной иерархии, и не только в силу своей большой массы, но и в силу минимальной по сравнению с прибылью зависимости от результатов текущей деятельности, следовательно, надежности получения денежных средств.
Постоянно начисляемой амортизации зависит от стабильных величин – среднегодовой стоимости основных средств, нематериальных активов, и норм амортизации, утверждаемых законодательными активами. И первый, и второй показатели – факторы, от которых зависит величина начисляемой амортизации. Методологически они в значительной степени регламентированы. В связи с инфляцией стоимость основных фондов с помощью индексов каждый год пересматривается.
Информация об индексе изменения стоимости основных фондов необходима финансовому менеджеру не только для отражения в отчетности, но и для планирования, пргонозирования и оценки эффективности как финансовых ресурсов в виде амортизационного фонда и прибыли, зависящей от себестоимости, элементом которой является амортизация, так и движение внеоборотных активов, инвестиций и текущих затрат, для управления капиталом.
Для планирования и прогнозирования принята методика расчетов амортизации:
аm=`cоф х Н:100
среднегодовая стоимость основных фондов исчисляется:
`соф =с1 + с2 – с3
далее среднегодовая стоимость основных фондов по каждому виду или группе на установление нормы амортизационных отчислений. Сумму планируемой амортизации можно определить по средневзвешенным годовым нормам амортизации исходя из отчета за прошлый год. Эти нормы определяются путем деления сумм фактически начисленной амортизации на среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов по отчету.
Эффективное использование амортизации создает финансовые стимулы для развития научно-технического прогресса, к таковым относятся:
1.Механизм ускоренной амортизации.
2.Льготы по налогу на прибыль.
3.Коррекция стоимости основных фондов и норм амортизации, законодательство регламентируемого государством.
4.Специальный режим начисления и использования амортизации для отдельных коммерческих структур малого и среднего бизнеса.
Рассмотрим название стимулов по порядку.
1.Ускоренная амортизация означает; как правило, усвоение нормы амортизационных отчислений, следовательно, вдвое сокращается срок окупаемости, ускоряется выбытие старых основных фондов, и значит, стимулируются финансовые вложения в новые. Даже если окупившие себя благодаря ускоренной амортизации основные средства физически не износились, их выбытие позволит внедрить в производство более эффективную технику, постоянно появляющуюся в условиях НТР и бурного развития НТП.
Таким образом, целью и назначением ускоренной амортизации являются:
1).мотивация НТП.
2).удвоение источника средств для финансирования НТП.
3).устранение потерь от морального износа техники, так как в условиях бурного развития НТП, физически не износившаяся, но ставшая неэффективной, не окупившая себя через растянутую по времени амортизацию часть основных фондов тормозит их выбытие из-за возникающих убытков от описания недоамортизационной техники.
2.Льготы по налогу на прибыль связаны с обязательным и полным использованием амортизации на реновацию только для финансирования капиталовложений, лишь в этом случае прибыль идущая на ту же цель, освобождается от налога на прибыль. Этот мощный стимул развития прямых инвестиций за счет такого независимого и значительного источника как амортизационный фонд.
3.Регламентируемую государством коррекцию стоимости основных фондов и норм амортизации мы рассматривали выше. Следует отметить чрезвычайную важность государственного регулирования амортизации. Помимо учета фактора инфляции и ее сглаживания, эти меры финансового воздействия предопределяют единую техническую политику и препочтения в развитии тех или иных отраслей и производств.
4.Малые предприятия имеют дополнительный стимул обновления оборудования: помимо ускоренной амортизации, они могут списывать на себестоимость в первый год функционирования до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет. Но при прекращении деятельности МП до истечения одного года с момента его организации, суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат включительно в налогооблагаемую прибыль.