На территории России предприятия функционируют в городах Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Ростове, Минеральных Водах, Смоленске и Калининграде.
ООО «Моветех» обеспечивает кредитную форму расчетов за сервисные услуги технического характера и заправку топливом на территории западноевропейских стран. В системе ООО «Моветех» работает компания «АвтоСервис», обеспечивающая заправку автомобилей топливом на территории России и в странах СНГ по кредитным картам.
Проанализируем конкурентов ООО «Моветех». Фирма может не обращать внимания на конкурентов. Знание конкурентов, их методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность предприятия и ее услуг даже при небольших изменениях в работе.
Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, и это самый очевидный фактор внешней среды. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отображение собственной деятельности предприятия.
Главной проблемой для ООО «Моветех» является то обстоятельство, что сложно выявить всех конкурентов, а также сложно наблюдать за всеми, так как их очень много. Но, применяя идею М. Портера, можно разделить с некоторой долей условности всех конкурентов анализируемого предприятия на стратегические группы. Стратегическая группа конкурентов - это «множество соперничающих фирм в определенной отрасли, имеющих общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке, схожие товары или услуги, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга»[4].
На рынке транспортных услуг Санкт-Петербурга можно выделить следующие стратегические группы конкурентов:
1) крупные транспортные компании («Совтрансавто», «ТРАНСЭК», «Карго-Экспресс», «Нева-Сервис», «РУСАВТО» и многие другие);
2) средние («Альва-Транс», «ЛадогаМАЗсервис», «Невско-Балтийская компания», «Норд», «Петросервис», «Транс-Нева», «ЮНИТРАНС-П.Р.А.» и др.);
3) мелкие («Фалкон», «Уни-экспресс», «Стралог», «Стройавтосервис», «Марксервис», «ПЕГАСАВТО», «БалтСтар» и другие)
Выделяя конкурирующие фирмы в отдельные стратегические группы, можно тем самым несколько облегчить задачу анализа конкурентов нашего предприятия. Разделение по группам проводится очень условно на основании схожих стратегий конкуренции и маркетинговых стратегий. Заметим, что фирмы одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп.
ООО «Моветех» относится к средним автотранспортным компаниям.
На рис. 1 изображена позиционная карта стратегических групп конкурентов, на основании которой видно, что весомыми характеристиками выбраны: объемы перевозок, осуществляемые фирмой и тарифы на них.
Объемы грузоперевозок
цена
Рис. 1. Позиционная карта стратегических групп конкурентов на рынке транспортных услуг г. Санкт-Петербурга (1 - «Совтрансавто», 2 - средние предприятия, 3 - мелкие предприятия.)
Из рис. 1 видно, что для анализа выбрано одно из известных крупных предприятий автотранспорта - «Совтрансавто», его место на рисунке означает большие объемы перевозок и средние тарифы на грузоперевозки по сравнению с мелкими и средними предприятиями.
Так как в каждой стратегической группе достаточное количество конкурентов, невозможно охватить анализом всех. В данной работе выбраны два основных конкурента ООО «Моветех» для сравнения. В таблице 4 представлена карточка учета предприятий-конкурентов. Оценка деятельности каждого конкурента осуществляется посредством определения баллов от 1 до 3 экспертным путем по определенному перечню показателей. По итогам сравнительного анализа был составлен «Профиль деятельности предприятий-конкурентов и «Моветех» (таблица 5).
Таблица 4 Карточка учета предприятий-конкурентов