2). Анализ конкурентоспособности ООО «Моветех» позволил сделать вывод, что рынок представлен большим количеством конкурентов. На рынке транспортных услуг Санкт-Петербурга можно выделить следующие стратегические группы конкурентов: крупные транспортные компании; средние и мелкие. ООО «Моветех» относится к средним автотранспортным компаниям. При этом сравнительный анализ деятельности двух конкурентов с деятельностью ООО «Моветех» также позволил выделить сильные и слабые конкурентные позиции. Среди сильных сторон деятельности были отмечены: гибкость ценовой политики, уровень сервиса, квалификационный состав предприятия, низкая текучесть кадров. Среди слабых позиций «Моветех» были выделены: уровень прибыли, доля рынка, система стимулирования клиентов транспортных услуг, степень маркетинговой активности, финансовые возможности предприятия, уровень обновления подвижного состава, организационная культура.
3). На основании конкурентного анализа, а также SWOT-анализа можно выделить следующие рекомендации для улучшения текущего положения фирмы на рынке транспортных услуг. ООО «Моветех» необходимо проводить работу в следующих основных направлениях:
– За счет расширения рекламы по основным направлениям и усиления конкуренции (см. Приложение) пополнить портфель заказов, обеспечивающих выпуск автомобилей на линию.
– Путем загрузки части подвижного состава грузами при движении в обратном направлении, повысить коэффициент использования пробега.
– В целях сокращения постоянных расходов, а следовательно, и снижение размера тарифов, сократить привлечение водителей к участию в техническом обслуживании и ремонте;
– Сдача в аренду излишних факторов производства: площадей и транспортных средств.
– Широкое использование прицепного состава. Применение прицепов является наиболее эффективным средством повышения производительности труда, так как при этом производительность автомобиля увеличивается более чем на 50 %.
– Рациональная организация материально-технического снабжения. Бесперебойное и комплексное снабжение является важной предпосылкой выполнения производственной программы и ритмичной работы предприятия.
– Предоставление клиентам скидок на грузоперевозки и экспедирование грузов. Можно рекомендовать следующие виды скидок: а) Скидки за долгосрочность заказов на перевозку. Чем больше глубина периода, на который заключается соглашение, тем ощутимей должны быть льготы, предоставляемые грузовладельцу. б) Бонусовые скидки - за увеличение предъявляемой к перевозке массы груза по сравнению с предыдущим периодом не менее, чем на определенный процент. в) Сезонные скидки - на перевозки грузов по железнодорожным линиям, параллельным водным путям сообщения, в период навигации. г) Скидки типа «сконто» - предоставляются грузовладельцу при условии предварительной оплаты перевозок.
Реализация вышеприведенных направлений по повышению эффективности деятельности позволит предприятию перевести большее количество грузов, тем самым повысить размер получаемой выручки и естественно, прибыли, а в этом и есть цель коммерческой деятельности любого предприятия. В конечном результате предприятие после внедрения рекомендуемых мероприятий, может придти к следующим общим результатам: оказание качественных транспортных услуг; усиление возможности увеличить парк; повышение конкурентоспособности организации; улучшение положения на рынке транспортных услуг.
4). Изучение организационной структуры ООО «Моветех» показало, что основными процессами производственной деятельности предприятия являются: основное производство, вспомогательное производство, обслуживающее производство и управление производством. В целом, такая структура позволяет предприятию эффективно решать поставленные перед ним задачи (перевозку и сопровождение грузов, ремонт автопарка, управление персоналом и т.п.).
Однако на исследуемом предприятии отсутствует служба маркетинга и специальные работники, которые непосредственно бы занимались поиском клиентов, организацией рекламной политики, созданием базы данных грузовладельцев и перевозчиков, что является крайне негативным фактором и снижает эффективность деятельности предприятия. На наш взгляд, оптимальным решением данной проблемы в ООО «Моветех» является делегирование этих функций специалисту, для чего следует создать новую должность «Менеджер маркетинговой службы». В обязанности менеджера маркетинговой службы может входить: долгосрочное поддержание имиджа организации и оказываемых ею услуг; создание базы данных новых потенциальных клиентов; поддержание связей с наработанной клиентурой; прием заявок, заключение договоров на перевозку и т.п.; принятие решения о перевозке; расширение ассортимента перевозимых грузов, то есть в целом все маркетинговые функции.
Среди частных функций менеджера маркетинговой службы были выделены: организация и проведение рекламных мероприятий (отслеживание наиболее популярных и часто читаемых газетных и журнальных изданий; составление рекламных объявлений о фирме и её транспортных услугах; регулярные размещения объявлений в СМИ; взаимодействие с Интернетом; отслеживание частоты обращений по рекламным объявлениям и т.п.) и диспетчирование (поиск новых потенциальных клиентов организации; создание базы данных грузовладельцев; поддержание деловых контактов с наработанной клиентурой; прием заявок от грузовладельцев; принятие решения о перевозке; заключение договоров на перевозку; оперативное взаимодействие с водителями, находящимися в рейсах и т.п.).
[1] Суринова П.К. Хочешь конкурировать - надо стимулировать. // Автоперевозчик. 2005. №11. С.40.
[2] Российский автотранспорт: цифры и факты. // Автоперевозчик. 2007. №3. С.26-27.
[3] Фурсов В.А., Роин О.А. Система оценки конкурентоспособности транспортных услуг. // science.ncstu.ru/articles/econom/2006_04/37.pdf /file_download
[4] Маркетинг: Учеб. пособие. / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - СПб: Бизнес-пресса, 2004. С.267.