Таблица 5
Профиль деятельности предприятий-конкурентов и «Моветех»
Показатели |
«Петросервис» |
«Альва-Транс» |
«Моветех» |
Баллы 1-3 |
Баллы 1-3 |
Баллы 1-3 | |
1.Степень достижения целей |
2 |
3 |
3 |
2.Уровень риска (Z-фактор) |
3 |
2 |
3 |
3.Степень целесообразности организационной структуры |
3 |
1 |
2 |
4.Уровень коммуникационных связей в предприятии |
2 |
2 |
3 |
5.Стиль руководства |
3 |
2 |
2 |
6.Уровень прибыли |
3 |
2 |
2 |
7. Доля рынка |
3 |
1 |
2 |
8.Система контроля качества транспортных услуг |
2 |
2 |
2 |
9.Широта ассортимента предлагаемых услуг |
3 |
1 |
3 |
10.Гибкость ценовой политики |
2 |
3 |
3 |
11.Целесообразность ценовой политики |
2 |
1 |
2 |
12.Система организации и выполнения оказываемых услуг |
3 |
1 |
3 |
13.Уровень сервиса |
1 |
2 |
3 |
14.Система стимулирования клиентов транспортных услуг |
3 |
2 |
2 |
15.Степень маркетинговой активности |
3 |
1 |
2 |
16.Обновление подвижного состава предприятия |
2 |
2 |
1 |
17.Состояние материально-технической базы |
2 |
1 |
2 |
18.Квалификационный состав кадров |
1 |
3 |
2 |
19.Оценка движения кадров |
1 |
1 |
2 |
20.Степень мотивированности кадров |
2 |
2 |
2 |
21.Финансовые возможности предприятия |
2 |
1 |
1 |
22.Организационная культура |
3 |
3 |
2 |
23.Рейтинговая оценка |
50 |
39 |
49 |
Таким образом, после проведения анализа конкурентов предприятия можно сделать следующее заключение. При выделении двух основных конкурентов, схожих применяемыми стратегиями и ассортиментом оказываемых транспортных услуг, было выявлено, что активным конкурентом является ООО «Петросервис», так как его рейтинговая оценка оказалась выше и анализируемого предприятия и другого конкурента. Понятно, что проведенный анализ очень условный, так как использовался экспертный метод, но тем не менее можно выделить конкурентные преимущества и свои и чужие и вовремя принять необходимые решения.
Среди слабых позиций «Моветех» по сравнению с ООО «Петросервис» можно выделить следующие: уровень прибыли, доля рынка, система стимулирования клиентов транспортных услуг, степень маркетинговой активности, финансовые возможности предприятия, уровень обновления подвижного состава, организационная культура.
Среди «плюсов» по сравнению с активным конкурентом отметим следующие: гибкость ценовой политики, уровень сервиса, квалификационный состав предприятия, низкая текучесть кадров.
Анализ представленных данных показывает, что на данном этапе своего развития «Моветех» не может агрессивно конкурировать с крупными фирмами, поэтому оптимальной конкурентной стратегией является стратегия «следования за лидером» или «мирное сосуществование». Эта стратегия подразумевает осознанный раздел рынка, в пользу крупного конкурента. Однако это не означает, что фирма не будет стремиться к занятию прочных позиций на рынке. Оказание транспортных услуг поставлено таким образом, что «Моветех» может себе позволить установить цены ниже конкурентных, но не намного, или предоставлять скидки постоянным клиентам. ООО «Моветех»» в настоящее время ориентируется на действия конкурентов, не вступая с ними в конфликт. Иначе более сильные конкуренты могут просто вытеснить фирму «Моветех» с рынка транспортных услуг.
Таким образом, представим SWOT-анализ для ООО «Моветех» (таблица 6). Данный анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация, для выработки эффективной стратегии ее взаимодействия с внешним окружением.
Угрозы: На рынке транспортных услуг основные угрозы и риски можно охарактеризовать следующими факторами.
1) Падение потребительского спроса порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Фирмы, желающие поддерживать существующие темпы роста, начинают искать новые способы переманивания клиентов у своих конкурентов. Приобретает большое распространение ценовая конкуренция, рост рекламы и другие методы борьбы.