1) методы выработки и внедрения предложений по оптимизации бизнес-процессов Общества;
2) оценку эффективности использования аутсорсинг;
3) сертификация системы управления ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" на соответствие международным стандартам качества ISO 9001.
Остановимся подробнее на первых двух предложениях.
При выполнении мероприятий по оптимизации бизнес-процессов ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" предлагается использовать следующие эффективные методы выработки предложений по оптимизации процессов:
1) Мозговая атака
"Мозговая атака" используется для идентификации возможных причин неудач и потенциальных возможностей улучшения качества. Мозговая атака была придумана А.Ф. Осборном в США и может быть широко использована не только при построении причинно-следственных диаграмм, но и в процессе использования большинства "новых" и "новейших" инструментов управления качеством. Задачей мозговой атаки является не допустить исключения из поля зрения возможных причин брака или путей улучшения качества. Процедура "мозговой атаки" длится 1 - 1,5 часа и включает в себя следующее:
- организатор создает группу людей (порядка 5 - 9 человек), знакомых с той областью, где возникла проблема. Желательно, чтобы в эту группу, наряду со специалистами, глубоко знающими проблему, входили специалисты из смежных (близких) областей знаний;
- ясно, но не слишком конкретно (чтобы не сузить область поиска возможных решений) объявляется задача собрания для "мозговой атаки". На этом этапе полезно специалистов, впервые участвующих в "мозговой атаке", ознакомить с основным содержанием и этапами предстоящей работы. Полезно обратиться к участникам "мозговой атаки" с просьбой о том, чтобы они, при появлении даже, казалось бы, самых "бредовых" идей, незамедлительно и не задумываясь сообщали об этих идеях участникам "мозговой атаки", так как именно кажущиеся "бредовыми" идеи (которые не могут прийти в голову специалистам, глубоко знающим проблему) во многих случаях позволяют найти неожиданное и наиболее эффективное решение проблемы;
- все члены группы выступают по очереди и высказывают по одной идее, что позволяет создать обстановку соревнования в процессе работы (возможен вариант, когда каждый участник в течение 5 - 15 мин. записывает свои предложения на листе бумаги);
- по возможности члены коллектива развивают и дополняют идеи, высказанные другими участниками. На этом этапе не допускается какая-либо критика или простое обсуждение высказанных идей - разрешается только поддержка и углубление высказанных предложений;
- высказанные идеи записывают (например, на специально подготовленных карточках) так, чтобы все их видели;
- процесс выдвижения идей продолжается до тех пор, пока не прекратится их поток;
- высказанные идеи группируются;
- все высказанные идеи обсуждаются и рассматриваются для уточнения их формулировок, правильности их включения в конкретную группу причин и формирования результатов работы.
2) Метод пяти вопросов:
Комплексный метод, включающий этапы анализа бизнес-процессов и выработки предложений по их оптимизации.
Экспертам предлагается ответить на 5 групп вопросов по каждой работе, составляющий бизнес-процесс: цель, люди, место, время, технология.
Вопросы в рамках каждой группы аналогичны, и их можно структурировать следующим образом, приведенным на таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Структурирование вопросов по методу "Пяти вопросов"
Категория Группа |
Текущая ситуация |
Причины |
Альтернативы |
Выбор |
Цель |
Зачем делается эта работа |
Для достижения какой цели делается эта работа |
X |
X |
Люди |
Кто делает эту работу? |
Почему именно он делает эту работу? |
Кто еще мог бы сделать эту работу? |
Кто мог бы сделать эту работу лучше? |
Место |
Где эта работа делается сейчас? |
Почему эта работа делается именно здесь? |
Где еще можно делать эту работу? |
Где эту работу делать лучше? |
Время |
Когда делается эта работа? |
Почему эта работа делается именно в это время? |
Какие есть альтернативы? |
Какая альтернатива лучше? |
Технология |
Как эта работа делается? |
Почему эта работа делается именно так? |
Какими еще способами эту работу можно выполнить? |
Какой способ выполнения работы лучше? |
Первая группа вопросов относится к цели работ бизнес-процессов и является наиболее важной. Формулируемые цели должны соотноситься с актуальными целями, задачами Общества и бизнес-процессов.
Если при анализе обнаруживается, что работа не поддерживает никаких целей Общества или поддерживает цели, задачи, требования, утратившие актуальность, соответствующая работа является лишней.
Вторая группа вопросов относится к людям, которые выполняют работы бизнес-процесса. Результатом ответа на вопросы из данной группы может стать более эффективное распределение ответственности в бизнес-процессе.
Третья группа вопросов - это вопросы относительно места выполнения работ. Отвечая на эти вопросы, эксперты должны выработать решения по оптимизации данной составляющей бизнес-процесса.
Результатом ответа на четвертую группу вопросов - относительно времени выполнения работ - могут стать предложения по изменению режима, графика работы, а также контрольных сроков и регламентов, регулирующих данную работу. Ответы на вопросы данной группы призваны сократить время выполнения бизнес-процесса, ликвидировать временные простои, обеспечить своевременность выполнения работ в соответствии с требованиями внутренних и внешних потребителей.
Последняя группа вопросов - это вопросы, относящиеся к технологии и способам выполнения каждой работы бизнес-процесса. Задавая эти вопросы, эксперты могут найти другие, более дешевые, быстрые и качественные способы выполнения каждой работы.