При идентификации бизнес-процесса в деятельности Общества осуществляется определение его следующих атрибутов:
1) назначение;
2) результат, выраженный в измеряемых показателях;
3) входы и выходы, представляющие ценность для потребителя;
4) владелец, как единственный ответственный за достижение целевого результата;
5) потребитель результата процесса.
Бизнес-процессы Общества классифицируются по роли в управлении активами Общества.
Таблица 2.2.
Классификация бизнес-процессов Общества
Тип процесса |
Управление активами |
Основные бизнес-процессы: |
Бизнес-процессы, через которые протекает жизненный цикл активов/продуктов Общества. |
Бизнес-процессы развития |
Создание активов. Изменение (улучшение) их основных характеристик. Вывод активов, выработавших свой потенциал, из эксплуатации или производства. |
Операционные бизнес-процессы |
Полезное использование существующего потенциала активов. Создание продукта. |
Обеспечивающие бизнес-процессы |
Бизнес-процессы, обеспечивающие максимально благоприятные условия развития и исполнения основных бизнес-процессов. |
Ответственным за результаты и эффективность всех бизнес-процессов Общества перед Компанией является Генеральный директор Общества. Распределение обязанностей и делегирование полномочий осуществляется в соответствии с Уставом Общества, а также следующими принципами делегирования полномочий в Обществе, определенными Положением о системе управления ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ":
1) единоначалие: каждый работник подчиняется только одному руководителю;
2) владельцы процессов более высокого уровня обладают большими полномочиями по отношению к владельцам процессов более низкого уровня;
3) полномочия определяются должностью, каждый уровень руководителей наделяется равными полномочиями;
4) обеспечение соразмерности, баланса полномочий и обязанностей (ответственности);
5) распределение обязанностей в Обществе должно исключать их дублирование.
Распределение ответственности и полномочий по управлению бизнес-процессами между должностными лицами Общества осуществляется путем утверждения Регламента делегирования полномочий Генерального директора должностным лицам.
Каждому бизнес-процессу назначается один владелец бизнес-процесса.
Владелец бизнес-процесса отвечает за принятие ключевых решений по данному бизнес-процессу и несет ответственность за достижение результата бизнес-процесса.
На рисунке 2.6 представлено распределение бизнес-процессов между должностными лицам предприятия - Генеральным директором и его заместителями.
Рисунок 2.6 Распределение бизнес-процессов между должностными лицами
Обязанности и полномочия должностных лиц структурируются по элементам системы управления: стратегия; бизнес-процессы; организационная структура; кадры; финансы; взаимодействие с контрагентами.
Ответственность должностных лиц в соответствии с закрепленными за ними процессами распространяется на Группу предприятий "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ". Владелец бизнес-процесса имеет право:
1) определять требования к параметрам входов и ресурсов своего бизнес-процесса непосредственно или участвуя в разработке соответствующих методологий;
2) планировать и проводить упреждающие и корректирующие мероприятия для улучшения показателей бизнес-процесса;
3) запрашивать ресурсы (персонал, оборудование, финансовые ресурсы и т.д.), необходимые для выполнения бизнес-процесса, проведения корректирующих/упреждающих мероприятий по улучшению показателей бизнес-процесса;
4) распоряжаться выделенными ему ресурсами в рамках действующих полномочий;
5) разрабатывать и вносить изменения в документацию по управлению бизнес-процессом;
6) участвовать в разработке системы мотивации работников Общества, давать предложения по мотивации участников бизнес-процесса.
Состав и распределение полномочий владельцев бизнес-процессов с учетом специфики конкретных бизнес-процессов устанавливается отдельным нормативным документом, утверждаемым приказом по Обществу.
Обязанности и полномочия должностных лиц закрепляются в трудовых договорах и локальных нормативных актах Общества.
Владелец бизнес-процесса наделяется полномочиями по принятию ключевых решений, направленных на достижение целевых результатов своего бизнес-процесса.
Управление регулярным выполнением бизнес-процессов осуществляется в соответствии с циклом:
1) планирование достижения результата бизнес-процесса;
2) организация выполнения бизнес-процесса;
3) выполнение бизнес-процесса;
4) мотивация участников бизнес-процесса;
5) контроль достижения плановых значений показателей бизнес-процесса, анализ причин отклонений фактических значений показателей от плановых;
6) принятие решений об оперативных корректирующих воздействиях на бизнес-процесс.
Управление бизнес-процессами и выполнение бизнес-процессов осуществляется в соответствии с ролями участия в выполнении бизнес-процесса.
Таблица 2.3.
Роли участия в выполнении бизнес-процессов Общества
Роль |
Описание |
Ответственный |
Утверждение |
Полномочия по наложению вето либо утверждения принятого на более низком уровне решения с учетом более масштабных целей и ограничений |
Генеральный директор Общества |
Решение |
Полномочия по принятию ключевого решения по данному бизнес-процессу, определяющего ожидаемый результат |
Владелец бизнес-процесса |
Ответственность |
Ответственность за достижение результата по бизнес-процессу, в рамках утвержденной методологии и процедур |
Владелец бизнес-процесса |
Исполнение |
Ответственность за исполнение работ по бизнес-процессу в соответствии с принятыми планами и по установленным правилам |
Менеджер процесса |
Методология |
Разработка методологии и процедур. Контроль соблюдения методологии и процедур |
Владелец бизнес-процесса, обеспечивающего методологию |
Экспертиза |
Полномочия и ответственность по анализу ключевого решения в рамках закрепленных функциональных обязанностей. Заключения экспертов не могут заменять решение владельца бизнес-процесса |
Эксперт |