В российских условиях государство и общество являются важнейшими стейкхолдерами любого бизнеса. В то же время, поскольку государство и общество проявляют большой интерес к бизнесу, они должны поддерживать развитие бизнеса так, чтобы их собственный интерес к нему не пропал («нельзя убивать курицу, несущую золотые яйца»). Другими словами, должен быть соблюден баланс, или найдены противовесы, когда, бизнес, чувствуя на себе заботу общества, и поддержку государства, а взамен – делится частью созданных им благ.
По мнению Президента Ассоциации менеджеров Д.Зеленина бизнес должен выступать равноправным партнером государства, а оно, в свою очередь, является администратором и гарантом прозрачности правил игры на рынке социальных услуг [Модели социального развития России: роль бизнеса. Публичный отчет по результатам международной конференции, 12 ноября 2003 г. - 2003. Ассоциация менеджеров. http://www.amr.ru].
Ассоциация менеджеров, рассматривая взаимоотношения государства и бизнеса через их участие в развитии общества, предлагает матрицу содержания соответствующих отношений.
Max Участие государства в развитии общества Min | Безответственность бизнеса |
Сбалансированное участие каждой из сторон |
Дикий рынок |
Безответственность государства | |
Min Max Участие бизнеса в развитии общества |
Рис. 1. Матрица содержания взаимоотношений государства и бизнеса в развитии общества
[Тематическая программа «Бизнес и государство». — Ассоциация менеджеров. - 2003.- http://www.amr.ru]
Таким образом, социально ответственный бизнес возможен только в социально ответственном государстве.
Важное теоретическое значение для практического развития социально ориентированных взаимоотношений бизнеса и власти имеет их моделирование.
Ясин Е. [Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики. – 2002. - №11. – С.7.] описывают 3-х зонную модель взаимодействия власти и бизнеса, включающую относительно обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная и серая.
Ø «Белая зона», охватывает формальные практики, такие как регулирование законодательством налоговых отношений, административного и экономического регулирования бизнеса (регистрации, лицензирования, контроля и принуждения к исполнению установленных норм и т.п.), конкурсы по распределению государственных заказов и т.п. Это зона отношений власти и бизнеса основывается на создании единых правил игры для всех предпринимателей и на неизбирательном их принуждении государством к выполнению данных правил в случае допущенных кем-либо нарушений.
Ø «Черная зона» охватывает неформальные криминальные практики, прежде всего, коррупцию. Отношения этой зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах отдельного чиновника, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказывается взятка, вовлечение в бизнес чиновника.
Ø «Серая зона» охватывает неформальные практики поборов с бизнеса, непосредственно не связанные с коррупцией и практики его неформального торга с властью относительно условий функционирования конкретного бизнеса. Отношения «серой зоны» основаны на заинтересованности сторон в выживании территории, инструментом достижения интересов предпринимателя становится добровольный или добровольно-принудительный взнос (в натуральной или денежной форме) в дофинансирование территории его размещения [Курбатова М.В., Левин С.Н. Преобладание иерархического типа взаимодействия власти и бизнеса как проявление зависимости от предшествующего развития // http://ecsocman.edu.ru].
Другие исследователи [Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. – 2006. - № 9. – С. 116 – 117; Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – М., 2007. – С.26 - 28] выделяет несколько основных моделей взаимодействия власти и бизнеса:
Ø Модели «подавления» и «принуждения» предусматривают административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса.
Ø Модель «патронажа» предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти.
Ø Модель «невмешательства» власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом.
Ø Модель «партнерства», в рамках которой представители власти и бизнеса достигли компромисса. В современных социально-экономических российских условиях является наиболее приемлемой, работающей по принципу «выгодно каждому – выгодно всем».
В рамках модели «партнерства» между субъектами взаимодействия происходит взаимовыгодный обмен ресурсами. Как власть, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может быть полезен и выгоден другой стороне.
Власть располагает экономическими, политическими, административными и информационными ресурсами, а бизнес в свою очередь – финансовым, экспертным и инновационным. В рамках партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти и бизнеса.
Таким образом, можно выделить функциональный и ресурсный подходы к взаимодействию бизнеса и власти.
|
Термин «социальный заказ» начал активно использоваться в нашей стране в 90-х годах ХХ столетия, и как многим новым понятиям ему пока нет единого определения. Социальный заказ рассматривается и как отношения, и как мероприятия, и как механизм решения социальных проблем.
Под социальным заказом понимают долгосрочные отношения между заказчиком, определенным в соответствии с решением органов государственной власти или местного самоуправления, и исполнителем по реализации поручения на оказание услуг в интересах населения за счет финансирования (полностью или частично) из бюджета соответствующего уровня.