Таким образом, в регионах РФ законодательная база для применения механизмов социального партнерства уже имеется. Но для того, чтобы социальное партнерство вошло в реальную жизнь, требуется встречная инициатива «снизу», связанная с большой работой по организации сотрудничества и переговорного процесса на региональном и на муниципальном уровне.
Социальное партнерство - это добровольное и равноправное взаимодействие между работниками (трудовыми коллективами и профессиональными союзами), работодателями а также государством, как на федеральном, так и местном уровне в целях защиты прав и интересов работников, работодателей и общества в социально-трудовой сфере. Один из важнейших аспектов социального партнерства - это заложенный в нем механизм коллективного принятия решений. Социальное партнерство может решать следующие задачи:
Ø определение границ регулирования занятости и подготовки рабочей силы;
Ø расширение гибкости в использовании рабочей силы, как по формам занятости, так и по режимам труда;
Ø совершенствование профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения;
Ø повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие непрерывной системы подготовки кадров;
Ø сокращение числа безработных за счет сохранения и создания новых рабочих мест,
Ø организации опережающего переобучения и подготовки персонала, социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства;
Ø развертывание общественных работ для трудоустройства безработных
Ø включение особых условий занятости для инвестиционных проектов;
Ø создание особых условий для развитие малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, ремесел, самозанятости и надомного труда [Щедровицкий Г.П. Избранные труды -- М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -- 800 с.].
Существует целый спектр возможностей при реализации социальных партнерств с точки зрения их целей и степени формализации:
Ø нерегулярные переговоры, неформальное партнерство между отдельными субъектами локального сообщества; достигнутые соглашения документально не оформляются
Ø относительно регулярный переговорный процесс между большей частью субъектов локального сообщества; спорадические соглашения, документально оформленные договоры
Ø регламентированный, регулярный переговорный процесс, в котором достигается консенсус (система рабочих встреч представителей власти, бизнеса и общества), система протоколов, договоров и соглашений
Ø создание постоянных рабочих органов партнерства - комиссий, советов и т.п., оформленных соответствующими юридически обязывающими документами
Ø создание организаций, ассоциаций, призванных организовывать социальное партнерство, планировать развитие локального сообщества, проводить в жизнь достигнутые соглашения.
Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.
Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.
Экономический словарь трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела [Экономический словарь. - М., 1996. - С. 33].
Не зависимо от того, рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции деятельности основной его целью является получение прибыли.
По экономическим показателям бизнес делится на малый, средний и крупный, по стадиям развития бизнес – организации - начинающий, развивающийся, сложившийся.
Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.
В научной литературе встречается разный набор функций, выполняемых современным российским бизнесом.
Справочная экономическая литература предлагает следующие функции:
· осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка (потребителей);
· управление процессом обмена между предприятием и его контрагентом;
· поддержка предпринимательства - распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;
· деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов и новой продукции;
· связи с общественностью - осуществление и управление отношениями между предприятием и общественностью или средствами массовой информации
Современные исследователи [Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат д.э.н. – М., 2007] выделяют инновационную, модернизирующую, развивающую и социальную функции бизнеса. В рамках проводимого исследования наиболее значима из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством:
· полной и своевременной выплаты налогов и обеспечение достойного уровня заработной платы сотрудникам;
· поддержки системы образования и подготовки кадров, системы здравоохранения, других сфер социальных услуг;
· поддержки инициатив по финансированию социальных проектов муниципальных властей и организаций гражданского общества.
Волгин Н.А. и Егорова В.К. считают, что социально ответственный бизнес характеризуется тем, что все этапы бизнес – цикла рассматриваются через социальную призму [Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (учебное пособие) - М., 2002]:
1. Разработка общей политики и стратегии: насколько политика и стратегия бизнеса служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем стейкхолдерам (заинтересованным сторонам);
2. Организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;
3. Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;
4. Сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;