В настоящее время социальный поворот ощущается в целом по нашей стране. Президент России В.В.Путин в ежегодном Послании, адресованном Федеральному собранию Российской Федерации, подчеркнул необходимость скорейшего решения социальных проблем. В качестве приоритета в социальном развитии страны поставлена задача преодоления бедности. В этих целях Правительство Российской Федерации предметно работает по следующим направлениям:
Ø обеспечение роста денежных доходов населения на основе повышения заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат;
Ø улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы;
Ø усиление адресности социальной поддержки уязвимых и малоимущих групп населения;
Ø создание условий для эффективной занятости населения;
Ø здание условий для повышения качества и обеспечения максимальной доступности социальных услуг, предоставляемых населению.
В обществе формируется общее понимание, что социальная политика должна быть абсолютно прозрачной для граждан. Прошло время, когда стратегии и программы разрабатывались за закрытыми дверями. В этой связи открытая отчетность не ограничивается только областью благотворительности и социального партнерства. Не менее актуальными для общества являются и информирование потребителей, и маркетинговая политика, и политика компании в области медицинского и социального обеспечения сотрудников, экологическая безопасность, экономический блок, который помимо чисто бухгалтерской, включает, например, информацию о заработанных платах и премиях, производительности труда, создании рабочих мест, расходах на научные исследования и техническое развитие, затратах на обучение и другие формы вложения в человеческие ресурсы, блок, содержащий, например, сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права и прав человека.
То, что бизнес говорит о социальной ответственности, свидетельствует о высоком качестве сегодня самого бизнеса, потому что мы прекрасно понимаем, что огромная проблема сегодня в стране – это вопросы бедности. Очень много проблем сегодня социальных, и когда они еще не решены, то говорить о социальной ответственности бизнеса очень важно. Прежде всего, это говорит о самом бизнесе, о высоком уровне профессионализма бизнеса.
Директор агентства «Консультанты по устойчивому развитию» из Великобритании Вернон Дженнингс.
За последние 12 лет все больше компаний в мире на добровольной основе готовят и публикуют отчеты о своей деятельности. Сначала компании готовили отчеты по вопросам экологии, защиты окружающей среды, техники безопасности, здравоохранения. Затем они стали готовить отчеты о корпоративной и социальной ответственности, о том, что они делают социальные усилия. И в последнее время компании готовят интегрированные отчеты по всем вопросам, которые были перечислены выше.
Проследим этапы развития социальной отчетности на опыте работы ведущей международной фармацевтической компании «Novo Nordisk» - ведущим производителем инсулина и лекарств, для лечения диабета. Эта компания была одной из первых в мире, которая на добровольной основе стала публиковать и готовить свои социальные отчеты, и получила множество наград и призов в этой области.
1994 г. – публикация первого экологического отчета.
1998 г - публикация первого социального отчета.
2002 г. – публикация первого отчета по показателям устойчивого развития, который был верифицирован в соответствии со стандартом АА 1000.
Компания «Novo Nordisk» публикует свои отчеты не просто для того, чтобы проинформировать общество, проинформировать заинтересованные лица и стороны о своей деятельности, эти отчеты являются одним из основных факторов, которые влияют на результативность компании и эффективность системы менеджмента.
В течение многих лет компания ведет активный диалог со стейкхолдерами. Стейкхолдеры – это заинтересованные лица и стороны, которые испытывают на себе влияние деятельность компании или которые, в свою очередь, могут влиять на работу компании. Число стейкхолдеров постоянно расширяется, если в 1970 – 1980-е годы к их числу относились инвесторы, клиенты и нормативные органы, в 1990-х годах в их круг входят. общественные организации и средства массовой информации, сегодня стейкхолдеры расширяются за счет сотрудников компаний, учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.
В контексте социальной отчетности меняется повестка дня компании. Прежде всего, компании должны быть ответственными, затем прозрачными, а сейчас добавился еще один фактор: компании, помимо ответственности и прозрачности, должны отчитываться перед стейкхолдерами о своей деятельностиПо сравнению с тем, какой была ситуация 20 лет назад, повестка дня крупных международных компаний стала гораздо сложнее. Так, к числу основных вопросов, которые стоят перед современными компаниями, можно отнести вопросы глобализации, детского труда, равных возможностей независимо от пола, расы и религии, разнообразие, борьба со взяточничеством и коррупцией, новые технологии, даже войны и оружие, борьба с терроризмом. Все это обеспечивает устойчивое развитие компаниям.
В современных условиях успешность развития бизнеса во многом зависит от понимания и учета интересов и ожиданий стейкхолдеров.
Очень важно отметить, что, если репутация компании повреждена, если она испорчена, ее крайне трудно восстановить.
В этой связи многие компании стали использовать подход, который можно назвать триединым итогом. Триединый итог означает, что компании формируют свою отчетность в области устойчивого развития в терминах экономической жизнеспособности, экологической результативности и социальной ответственности.
Современные компании занимаются не только экономическим капиталом в традиционном смысле этого слова, т.е. финансами, продукцией и услугами. Одной из составляющих работы компаний является так называемый естественный капитал, т.е. речь идет о сырье, о материалах, которые компания использует для производства своих товаров, и о биологической вариативности.
Еще одной важной составляющей работы любой компании являются социальные активы, т.е. это человеческие ресурсы, люди, которые работают в компании, и стейкхолдеры, как уже было сказано, это все лица организации, которые, так или иначе, влияют на работу компании.
Западные компании пытались понять, как привычные механизмы и инструменты работы в экономической области можно перенести в область естественного капитала и социальных активов. Так, в конце 1980-х все чаще стали проводиться экологические аудиты, а в начале 1990-х компании стали готовить экологическую отчетность. Затем в середине 1990-х в компании стали применяться системы экологического менеджмента, а также верификация и сертификация этих систем. Затем в конце 1990-х стали разрабатываться показатели результативности функционирования систем экологического менеджмента в сравнении с другими компаниями, социальная отчетность стала очень активно развиваться. И в конце 1990-х – начале 2000 г. еще более активно стала развиваться социальная отчетность, аудит и верификация социальной отчетности.