Решение всех этих вопросов должно основываться на научно разработанных рекомендациях, содержащихся в справочной литературе по НОТ.
5. Нормирование труда работников аппарата управления. Нормативные материалы по труду работников аппарата управления разрабатываются в форме нормативов (таблиц, графиков, формул), норм числовых значений (затрат времени или численности работников на выполнение конкретной работы).
Нормы могут устанавливаться путем расчета (расчетный метод) по нормативам или с помощью непосредственного изучения затрат времени на рабочих местах (исследовательский метод).
6. Повышение качества управления, т. е. результативности трудовых затрат работников аппарата управления, и улучшение работы подчиненных объектов. Здесь главную роль играет функционально-правовой подход к оценке деятельности данного аппарата управления в общей системе органов государственного и социально-культурного управления [26. C. 143].
Организация управления деятельностью образовательным учреждением необходима для качественного и своевременного решения задач, стоящих перед ним. Это достигается выполнением ряда важнейших функций управления, которые определяются как отрасль работы, представляющая собой совокупность решений, действий или, процессов, объединенных общностью объекта и решаемых задач по управлению. Организация управления ОУ обусловливает прежде всего содержательный и коммуникативный аспекты деятельности руководителя школы и его заместителей и положения научной организации их труда. Если содержательная сторона деятельности определяется функциями управления, то коммуникативная — структурой управления ОУ, его штатным расписанием и должностными инструкциями администраторов, педагогов и вспомогательного персонала.
С точки зрения раскрытия содержательного аспекта в деятельности администратора ОУ выделяются следующие основные функции:
- подбор и расстановка кадров,
- повышение квалификации кадров;
- планирование деятельности ОУ и его подразделений;
- контроль деятельности ОУ и его подразделений;
- планирование и организация оперативного управления деятельностью ОУ и его подразделений;
- всестороннее обеспечение деятельности ОУ и его подразделений;
- опытно-экспериментальная работа по совершенствованию средств и методов управления;
- научная организация труда (НОТ) учащихся, вспомогательного персонала и общественных организаций и научная организация управленческого труда (НОУТ) администрации;
- стимулирование деятельности персонала [19. C. 66].
Руководитель в системе образования — это не прост< должность; это сложная профессия, включающая в себя многообразие знаний, умений, навыков и профессиональной понимания возникающих и решаемых управленческих проблем.
В плане обеспечения НОТ персонала ОУ его руководитель должен осуществлять следующее:
- сопрягать цели ОУ с общими задачами образование личности и социокультурными процессами в обществе;
- определять стратегию и тактику развития ОУ;
- формировать систему взаимосвязи постановки задач условиями их достижения;
- подбирать способы, позволяющие с наименьшими за тратами доходить до намеченных целей;
- проектировать управленческую деятельность;
- владеть педагогическим анализом как универсальны} инструментом соединения замыслов и достижений;
- планировать работу ОУ и стимулировать творческую поисковую деятельность в коллективе;
- владеть технологией и техникой управления;
- определять по признакам и показателям уровень профессионализма педагога и обслуживающего, обеспечивающего персонала ОУ;
- выявлять основные существенные элементы учебно-методической базы;
- стимулировать зарождение, развитие саморегулирующегося начала и полнокровное функционирование органов самоуправления ОУ;
- осмыслять новый характер контроля, направленный на изменение достижений, результатов в соответствии с педагогическими затратами;
- формировать правовое поле деятельности ОУ;
- сплачивать коллектив на основе соединения личных и общих целей, а также приведения каждого к собственному, успеху [30. C. 159].
На основании выше изложенного следует, что НОТ персонала музыкальной школы является одной из важнейших функций директора школы.
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2009 года было подчеркнуто значение общественной нравственности и культуры как основы развития цивилизованных рыночных отношений, становления в стране институтов гражданского общества. Художественное образование, как и образование в целом, является одним из важнейших факторов, способствующих достижению этой цели.
В числе актуальных задач, стоящих перед системой художественного образования, является воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование художественных вкусов как основы создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Для решения этой задачи необходимо понимание на государственном уровне роли и значения художественного воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, культурно-образовательной среды, средств массовой информации.
Организация управления деятельностью образовательного учреждения необходима для качественного и своевременного решения задач стоящих перед ними. Одной из таких задач является не только совершенствование управления образовательным учреждением, но и обеспечение благоприятных условий труда коллектива образовательного учреждения на основе научной организации труда.
В современных образовательных учреждениях, к которым относится музыкальная школа г. Салавата накопилось множество проблем, среди которых такие как
- отсутствие необходимого современного оборудования, например, систем обеспечения охраны и пожарной безопасности;
- низкий уровень технической оснащенности учебного процесса;
- изношенность парка музыкальных инструментов;
- недостаточное комплектование фондов учебных библиотек специальной научно-методической и нотной литературой последних лет издания.
Эти проблемы в значительной мере снижают качество условий труда персонала образовательных учреждений, а также качество подготовки обучаемых. В государственной программе в сфере развития художественного образования поставлены ряд задач, среди которых особое место занимает такие задачи, решение которых направлено на совершенствование условий труда персонала образовательных учреждений (детских музыкальных школ). К таким задачам относятся:
- разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда работников системы художественного образования;
- разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;
- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусства;