Нормирование и регламентация труда директора детской музыкальной школы осуществляется на основе Трудового кодекса Российской Федерации, иными словами определяется как 8 часовой рабочий день. При оплате труда учитывается занимаемая должность и педагогическая категория.
Согласно штатному расписанию директор детской музыкальной школы имеет 17 разряд в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан и тарифный коэффициент – 4,20.
Производительность управленческого труда находится в прямой зависимости от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится менеджер.
Рациональная организация рабочего места менеджера обеспечивает создание в управленческой деятельности максимальных удобств и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы. В настоящее время разработано более 5 тыс. типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого персонала. В их основе лежат принципы, представленные на рис.2.1.
Кроме этих принципов при организации рабочих мест аппарата управления необходимо соблюдать ряд экономических, эргономических и эстетических требований к которым относятся:
- Материальная и моральная заинтересованность. Менеджер должен сформировать систему мотивов, побуждающих сотрудников систематически улучшать режим и условия их труда.
- Удобство мебели. Задача, состоит в том, чтобы выбрать габариты и форму мебели с учетом антропометрических данных личности и удобно разместить ее на рабочем месте.
- Наличие средств оргтехники. Рабочее место должно быть оборудовано соответствующей оргтехникой, а следовательно, создана технология эффективного ее использования.
- Благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда. В помещении должны быть оптимальными температурный режим, освещение, влажность воздуха, цвет стен, мебели и т.п.
Рис. 2.1 Принципа рациональной организации управленческого труда
Из выше перечисленного следует, что совершенствование научной организации труда руководителя должно проходить в комплексе по всем направлениям, включая саоморганизацию и повышение профессионального уровня. К руководителю образовательного учреждения предъявляется ряд требований основанных на трех группах показателей:
— профессиональные знания;
— профессиональные умения;
— результаты деятельности.
Их введение увязывает оплату труда с уровнем профессиональной подготовки и результатами деятельности и следовательно, может стимулировать на их повышение.
Первые два показателя (профессиональные знания и профессиональные умения) конкретизированы в перечне профессиональных знаний и умений. Их содержание соответствует требованиям разработанного стандарта высшего профессионального образования (специальность 0661200 -«Менеджмент в социальной сфере», квалификация - «Менеджер образования»), которые были получены в процессе моделирования деятельности руководителя образовательного учреждения и определения полного перечня знаний и умений, необходимых ему для эффективного управления образовательным процессом. Это:
- знание сущности и основных задач управленческой деятельности;
- знание основ системного анализа -и принципов построения образовательных систем;
- знание основных принципов построения системы управления образовательным учреждением:
- умение построить полное (системное) описание образовательного учреждения;
- владение методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность организации;
- знание методов анализа и оценки внешней с умение прогнозировать и оценивать изменения вне условий деятельности образовательного учреждения,
- умение анализировать внутренние возможности образовательного учреждения, выявлять скрытые проб и находить эффективные пути их решения;
- знание основ прогнозирования и учета позитивных и негативных тенденций в развитии социальных систем и адекватных систем планирования их развития;
- знание критериев оценки качества планов, а также принципов и правил их разработки;
- умение адекватно оценивать качество образовательных учреждений и определять направления совершенствования планирования;
- умение эффективно ставить цели и планировать мероприятия по их достижению;
- умение прогнозировать и оценивать последовательность, своих решений;
- умение анализировать и оценивать инновационную обстановку в образовательном учреждении;
- знание методов разработки программ развития образовательных учреждений;
- умение ставить перспективные цели и разрабатывать стратегии развития, организовывать успей, освоение новаций;
- умение прогнозировать и оценивать последствия решений по развитию образовательного учреждения;
- знание принципов структурирования и правил формирования функциональной структуры управления;
- знание базовых вариантов организационной структуры образовательных учреждений, умение оценивать качество организации управления учреждением и определять направление организационного совершенствования;
- знание принципов эффективного распределения полномочий и ответственности;
- умение дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния; владение приемами диагностики и психической саморегуляции;
- знание методов эффективного руководства персоналом, знакомство с различными моделями и методами мотивации сотрудников, системами стимулирования;
- знание эффективных стилей руководства коллективом;
- владение средствами анализа уровня развития педагогического коллектива образовательного учреждения;
- знание методов создания и поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
- знание средств, видов, закономерностей общения, коммуникативных процессов в организациях; владение техниками решения коммуникативных задач; навыками и приемами делового общения;
- владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе;
- знание эффективных методов контроля, умение определять направления совершенствования контроля в образовательном учреждении;
- владение основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований;
- знание сущности основных демографических процессов в обществе;
- владение методами маркетинговых исследований в социальной сфере;
- знание основ организации экономической деятельности образовательного учреждения, основ бухгалтерского учета; умение анализировать хозяйственную деятельность экономических единиц;
- владение методами составления сметы доходов расходов образовательного учреждения;
- знание методов привлечения дополнительных внебюджетных средств;
- знание основ организации труда и заработной плат работников образовательных учреждений;
- знание основ российского административного прав порядка разрешения гражданских и трудовых споров;
- знание законодательства и нормативных отраслевых актов; умение составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, организовать делопроизводство;