Проводить обучение предусматривалось с частичным отрывом от производства по следующему графику:
Время занятий группы: утро-день-вечер 2 часа в день
Периодичность обучения: понедельник-пятница
Продолжительность обучения: 1 неделя.
Результатом курсов повышения квалификации персонала ООО «РИВ ДЖОН СИЛЬВЕР» должно стать:
- систематизация имеющегося опыта и повышение профессиональной компетентности;
- Формирование индивидуального и внутрифирменного стиля.
Разработанная специалистами службы по развитию персонала ООО «РИВ ДЖОН СИЛЬВЕР» методика обучения предусматривала следующие моменты:
- интенсивное обучение, основанное на опыте, предусматривающее индивидуальный подход к каждому участнику;
- микролекции, ролевые и ситуационные игры, дискуссии, индивидуальные упражнения, демонстрации, видеотренинг и просмотр фрагментов учебного видеофильма;
- набор методических материалов;
- проведение тренинга.
На курсах проводились различные семинары, тренинги, где обучаемые работники могли получить знания по сервису обслуживания в сфере ресторанного бизнеса. Содержание программы представлено в таблице 11.
Таблица 11. Содержание программы обучения курсов повышения квалификации барменов и официантов
№ п/п |
Содержание |
Характеристики |
1. |
Помещение |
Специализированное помещение, оборудованный для проведения практических занятий по отработке этапов, связанных со сферой обслуживания в ресторане |
2. |
Содержание базовых курсов «Официант-бармен» |
1) Знакомство с профессией Официанта-Бармена. Основные требования к барменам и официантам 2) Психология и этикет. Сервис - что это? - Платиновое правило обслуживания - Типологии гостей - Шаги высококлассного обслуживания - Работа в команде - Взаимосвязь подразделений ресторана 3) Меню |
- Меню и карта вин - Стратегия "Специального предложения" 4) Оснащение бара и торгового зала для работы официанта-бармена - Виды баров - Оборудование бара - Создание атмосферы в баре 5) История и классификация алкогольных напитков - Культура дегустаций - Методы приготовления смешанных напитков - Особенности и краткий ассортимент - Характеристика алкогольных напитков - Рекомендация вино - водочных изделий к блюдам и правила их подачи 6) Методика работы бармена и золотое правило в работе официанта 7) Виды и правила сервировки стола. Назначение посуды и работа с ней 8) Обслуживание гостей. Правила и методы подачи блюд. Практические упражнения для официантов и барменов 9) Виды банкетов и их особенности 10) Методические рекомендации для работы официанта. Факторы, влияющие на работу официанта-бармена | ||
4. |
Контроль знаний |
По завершении базовых курсов предусмотрена сдача тестов, причем ограничения в сроках нет: воспользовавшись паролем, это можно сделать в удаленном интерактивном режиме в любое время. База данных содержит около 400 вопросов, в рамках теста предлагается случайная выборка из 100 вопросов, на каждый ответ дается 60 с, а для прохождения теста слушатель должен правильно ответить как минимум на 70 вопросов. |
5. |
Удостоверяющий документ о прохождении курсов |
После успешно сданного экзамена выдается сертификат с двухгодичным сроком действия. По истечении данного периода предоставляется бесплатная попытка сдачи теста с учетом обновлений. |
III этап – проведение обучения. Обучение персонала было построено по следующему алгоритму:
- знакомство с содержанием и логикой раскрытия темы занятия;
- прохождение предварительного теста по теме занятия;
- изучение учебного материала по конкретной теме в процессе работы на учебном занятии. Материалы для изучения представлены в виде конспекта, графических схем и аудио-лекции;
- расширение знаний по изучаемой теме за счет знакомства со специально подобранными дополнительными материалами;
- закрепление полученных знаний на практике при выполнении заданий для самопроверки, во время дискуссий, ролевых и ситуационных игр;
- контроль полученных знаний – сдача контрольного теста по полученным знаниям на учебном занятии.
VI этап - Контроль и анализ процесса обучения. На данном этапе происходил контроль знаний обученного персонала, а также анализ эффективности проведенного обучения.
Анализ полученных умений и навыков обученного персонала проводился методом экспертных оценок, в результате чего была получена следующая динамика умений и навыков до и после внедрения данного мероприятия (рис. 8).
Рис. 8. Динамика показателей умений и навыков обученного персонала организации ООО «РИВ ДЖОН СИЛЬВЕР»
Как видно из представленной динамики умений и навыков персонала, что представленные показатели имеют тенденцию увеличения: так уровень этики общения после внедрения мероприятия увеличилась на 19%, качество приготовления алкогольных и безалкогольных напитков на 25%, качество сервировки стола на 21%.
Итак, использование средств, выделенных предприятием ООО «РИВ ДЖОН СИЛЬВЕР» было сосредоточено на расширение подготовки кадров путем наиболее рационального и эффективного использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращении излишних издержек и потерь. Используя методику, предложенную НИИ труда, попытаемся определить влияние повышения квалификации обученных работников в ООО «РИВ ДЖОН СИЛЬВЕР» на рост производительности труда. Для расчета воспользуемся данными таблицы 12.
Таблица 12. Средний разряд работ и средний разряд рабочих основного производства в ООО «РИВ ДЖОН СИЛЬВЕР» за 2007-2009 г.г
Наименование |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. к 2007 г. (+, –) |
Средний разряд рабочих на начало года |
3,44 |
3,5 |
3,56 |
0,12 |
Средний разряд рабочих на конец года |
3,5 |
3,56 |
3,68 |
0,18 |
Средний разряд рабочих |
3,47 |
3,53 |
3,62 |
0,09 |
Средний разряд работ по основному производству |
3,59 |
3,64 |
3,7 |
0,11 |