– во всех их усилиях внутренне проявляется государственная власть;
– их труд формирует особый духовно-материальный продукт;
– это высокопрофессиональный труд с особыми требованиями к подготовке, личности, поведения и общения с людьми.
Классификация персонала управления:
– по административно-правовым критериям (представители власти, должностные лица, технические исполнители);
– по функциональным критериям (руководители, специалисты, технические исполнители.
Костяк персонала управления составляют лица, занимающие государственные должности и управляющие от имени государства - “кадры государственного управления “
Требования, предъявляемые к персоналу государственного управления
– первичные - которыми должен обладать человек: общекультурный аспект - опыт общения с людьми, культура речи; в деловом аспекте - компетентность в вопросах управления, трудовая активность; в личном аспекте - дисциплинированность, моральная устойчивость, честность, инициативность, коммуникабельность, надежность.
– приобретаемые, формируемые в процессе - общекультурный аспект - знание истории страны, ораторское мастерство, опыт общественной и государственной деятельности, чувство лидерства, в деловом аспекте - организованность, умение направлять и контролировать деятельность других умение разбираться в достижениях НТП; в личном аспекте - мужество, принципиальность, умение убеждать, образцовое поведение в любых ситуациях.
Определить результат управления и оценить приносимый им эффект сложно. Нужны известные критерии, на основании которых можно было бы изменить объективацию управления.
Критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества.
Наиболее обобщающий и определяющий класс составляют критерии общей социальной эффективности ГУ. На их основе определяется связанность общества и ГУ и подготовленность ГУ к обеспечению динамичного и гармоничного развития общества.
Виды критериев общей социальной эффективности:
– уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;
– темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые в методике ООН;
– уровень национального благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;
– упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.
Для анализа и оценки состояния организации функционирования самого государства, как субъекта управления общественными процессами используют критерии специальной социальной эффективности:
– целеориентированность (целесообразность) организации и функционирования гос. управляющей системы;
– затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций;
– стиль функционирования государственной системы, ее подсистем;
– сложность организации объектов ГУ;
– общие - экономические, социальные, технические, кадровые и др. издержки на содержание и функционирование управленческо-государственной системы.
Критерии конкретной социальной эффективности каждого управленческого органа (гос. орган, орган местного самоуправ.):
– степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа гос. должности (каждый должен заниматься своим делом);
– законность решений и действий госорганов и органов местного самоуправления;
– реальность управленческих воздействий;
– соответствие содержания управленческих актов запросам и нуждам людей;
– характер и объем взаимосвязей органов ГУ и должностных лиц с гражданами (уровень демократизации управленческой деятельности);
– мера обеспечения в решениях и действиях управленческого органа и должностного лица гос. престижа;
– правдивость и целесообразность управленческой информации;
– нравственное и моральное состояние органа управления и его влияние на общество.
В государственном управлении при оценке его рациональности и эффективности должны сравниваться:
– цели, практически осуществляемые в государственного управлении с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами.
– цели, реализованные в управленческих процессах, с результатами, полученными при объективации государственного управления
– объективные результаты управления с общественными потребностями и интересами
– возможности, заложенные в управленческом потенциале, со степенью их реального использования
– общественные издержки, ушедшие на государственное управление, с объективными результатами, полученными вследствие управления.
Основной критерий - уровень и качество жизни населения!
Критерии: здоровье, качество жизни, уровень личной и общественной безопасности, уровень экономического развития государства, территории, культура образование, искусство, экологическое состояние, степень развития прав и свобод и тд.
Необходимо познать степень реального удовлетворения общественных запросов в государственно-правовом целеполагании, организации и регулировании.
Процедуры анализа и оценки ГУ.
– Отчеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц (послание Президента, отчеты председателя Правительства, депутатов перед избирателями и т.п.)
– Массовые обсуждения и голосования ( референдумы)
– Общественное мнение - как совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, хотя по природе и субъективно, но из-за соей массовости обладает свойством объективно “видеть” эффективность государственного управления.
– СМИ - их достоинства состоят в объективности (независимости)
– Обращения граждан. Структура и содержание, предмет и адресность обращений весьма точно отражает жизнь людей.
Не всегда перечисленные процедуры адекватно отражают эффективность ГУ, надо учитывать политические, экономические, социальные интересы тех или иных влиятельных групп населения, которые принимают активное участие в жизни страны.
Управляемым процессам необходимы: адекватные организационные формы, связанные с соответствующими конкретными видами деятельности, соответствующие конкретными видам деятельности, четко обозначенные цели, соответствующие интересам людей и активизирующие их деятельность, нормы, нормативы, правильно регулирующие внешние ( для общества, для других процессов) параметры деятельности и дающие простор для инициативы и самодеятельности, ресурсное и научно-техническое обеспечение, стимулы, удовлетворяющие определенные интересы или создающие для этого основу и меры ответственности, демократические процедуры контроля и оценки результатов деятельности.