Поэтому предлагается рассмотреть в Минэкономики России и по согласованию с Минфином России решить вопрос о возможности нормирования цен на услуги, которые оказывают предприятия оптовой торговли, реализующие товары производственного назначения (вместо установления предельного уровня их рентабельности, так как оно приводит к преднамеренному завышению затрат для снижения рентабельность). Имеется в виду разработать меры по льготам для предприятий, снижающих цены против установленных нормативов. В результате смогут быть обеспечены взаимовыгодные интересы оптовых посредников и обслуживаемых ими предприятий и сокращение издержек, связанных с повторными складскими перевалками продукции.
Однако меры по нормированию цен на обслуживание будут рассчитаны не на жесткое регулирование, а гибкое применение механизма наценок, но вместе с тем должны предусматривать возможность их потенциального, относительного снижения. Экономия заготовительных расходов предприятий в результате снижения уровня наценок за посреднические услуги создаст условия для повышения доходов государственною бюджета.
Оптово-торговые и логистические посредники, оказывая логистические услуги потребителям и изготовителям, формируют их хозяйственные связи, в том числе по поставкам продукции для государственных нужд, принимают участие в размещении заказов и осуществлении закупок продукции для государственных нужд.
Нормативно-правовой основой для этого служит Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Оно предусматривает, что размещение заказов на закупки продукции для государственных нужд осуществляется как государственными заказчиками, так и юридическими лицами (поставщиками), которым они на конкурсной основе передали выполнение части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд за счет средств субъектов Российской Федерации. В результате региональные органы управления получили право широко использовать оптово-торговые предприятия для выполнения целевых программ и обеспечения других государственных нужд.
Во-первых, возникла возможность для развития функций оптовых посредников не только как подрядчиков органов исполнительной власти по закупке и завозу продукции, но и частично переданных им функций государственных заказчиков но размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд. Во-вторых, органы исполнительной власти получили возможность привлекать отдельные посреднические организации к выполнению функций закупки и завоза продукции для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов).
В результате у предприятий, занятых закупочно-торговой и логистической посреднической деятельностью по обслуживанию производства, сосредотачиваются три группы функций:
1) по закупке и поставкам свободно реализуемой продукции, когда они непосредственно осуществляют хозяйственные связи с изготовителями и производственными потребителями продукции;
2) по размещению заказов и осуществлению закупки продукции для государственных нужд, когда они организуют и осуществляют хозяйственные связи;
3) по оказанию новых видов логистических услуг, когда они организуют хозяйственные связи изготовителей с производственными потребителями.
При участии региональных посреднических организаций в поставках продукции для государственных нужд создаются благоприятные экономические условия для развития в указанных организациях логистических услуг. В связи с этим возможны следующие два варианта структуризации всех указанных функций.
Для реализации предложений по использованию методов косвенной поддержки, стратегического и индикативного управления деятельностью логистических посредников органы управления должны располагать необходимой информацией.
Информационное обеспечение может предусматривать, помимо статистических наблюдений, потоки информации, регулярной и эпизодической.
В первом случае необходимая информация должна поступать из местных органов исполнительной власти (соответствующих департаментов, например, областных администраций) в Минэкономики России как экономический центр государственного управления регулярно, не реже одного раза в полугодие. Во втором случае она может представляться по тем же каналам, но эпизодически, по разовым запросам.
Регулярная информация должна включать:
· сведения об изменениях в статусе и основной деятельности коммерческо-посреднических и обслуживающих структур за последний период;
· данные об особенностях и качественных показателях их деятельности;
· сведения местных органон управления об имеющемся в регионах прогрессивном опыте коммерческо-посреднической деятельности и новых, наиболее эффективных услугах, оказываемых производственным предприятиям;
· информацию о возможных инициативах и предложениях по дальнейшему развитию логистических посредников.
Информация по разовым запросам. Адаптированная к возможностям современных средств передачи и обработки, она могла бы, в основном,
заключаться в ответах на вопросы, возникающие по мере накопления и анализа информации, ранее полученной федеральным органом управления. В оперативном режиме возможны взаимные консультации федерального и местных органов управления или по их рекомендациям с отдельными логистическими посредниками по вопросам: организации и технологии коммерческой деятельности; отечественного и зарубежного опыта логистического обслуживания; формирования межрегиональных хозяйственных связей и грузопотоков.
Предлагаемые виды информации предполагают сочетание с государственной статистической информацией. Необходимо ее максимально использовать и анализировать с учетом изменений в методической работе органов Госкомстата России, вызванных переходом на систему национальных счетов.
Необходимо учитывать в выборочных обследованиях Госкомстата России следующие вопросы о взаимодействии оптовых посредников с другими субъектами товарных рынков:
· с какими другими посредническими структурами взаимодействует данная оптово-посредническая организация при скупке и реализации товаров;
· удельный вес других оптовых посредников в объеме этих закупок и реализации (по видам продукции);
· перечень и объем услуг, оказываемых предприятиям-поставщикам и покупателям; источники доходов по видам услуг;
· размеры взимаемых наценок, в том числе наценок, взимаемых и уплачиваемых при взаимодействии с другими оптовыми посредниками.
Назрела также необходимость в проведении Всероссийской переписи предприятий оптовой торговли товарами производственного назначения.
При подготовке к се проведению могут быть учтены опыт и результаты Всероссийской переписи всех предприятии оптовой торговли (товарами производственного назначения и потребительскими товарами) по состоянию на 1 мая 1995 г.
На основе информации, надежно поступающей в органы управления, могут подготавливаться с непосредственным участием исследователей научно-методические материалы, адресуемые коммерческо-посредническим и другим обслуживающим структурам. Такие материалы могли бы включать: