ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночной экономики предполагает постоянное увеличение предложения над спросом. В этой ситуации ориентация всех предприятий подчиняется поиску наиболее эффективных способов привлечения и удержания потребителей. Тезис “создать потребителя” становится обобщением всех целевых установок любого предприятия. Достижение цели в такой постановке связано с удовлетворением всего спектра потребностей потребительского рынка по профилю выпускаемой продукции или видов услуг. Для этого необходимо налаживать тесные связи и постоянное взаимодействие функциональных подсистем всей совокупности предприятий-производителей, потребителей готовой продукции и поставщиков ресурсов, а также разработки и внедрения принципиально нового подхода в планировании производственных мощностей. Расширяются и усложняются функции самого предприятия как производственно-хозяйственной единицы.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.
В связи с этим намечается, чтобы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации стимулировали развитие новых функций предприятий, способствовали их научно-методическому обеспечению.
Участие государственных органов управления в организации оптово-торговой деятельности посредников и промышленных фирм является ее неотъемлемым элементом. Оно выражается в использовании финансово-кредитных рычагов, в реализации координационных функций через государственные центры и заключении государственных контрактов, связанных с выполнением целевых программ.
Рыночные отношения изготовителей и потребителей продукции производственно-технического назначения нуждаются в постоянном совершенствовании и развитии. Существенную роль здесь могут сыграть многообразные посреднические структуры: межотраслевые и отраслевые; межпроизводственные и выделившиеся из производственных предприятий. Все они призваны конкурировать между собой в эффективном обслуживании производства. Но при этом не упуская из виду интересы потребителей продукции. Широкие возможности в данной связи открывает внедрение целевых систем логистического управления товародвижением.
Системы логистических услуг могут формироваться и экономически поощряться местными органами управления с учетом специфических особенностей регионов и обслуживаемых предприятий. Причем в развитии услуг оптовых посредников заинтересованы сами региональные органы управления, учитывая приобретаемые ими дополнительные источники финансирования.
Органы государственного управления в условиях реформируемой экономики призваны координировать интересы оптовых посредников и обслуживаемых ими предприятий и организаций, содействовать обеспечению взаимовыгодной экономии в системе их взаимодействия, снижению издержек товарообращения.
К настоящему времени новые формы и методы логистического обслуживания производства получают развитие в отдельных районах России и широко освоены в ряде зарубежных стран. При функционировании на рынках товаров производственного назначения новых логистических посредников достигаются цели:
- повышение уровня рентабельности и конкурентоспособности, относительное сокращение издержек товарообращения, диверсификация выполняемых функций и оказываемых услуг;
- снижение уровня коммерческих затрат у предприятий, обслуживаемых посредниками;
- ускорение оборачиваемости запасов продукции, повышение эффективности использования складских мощностей и подъемно-транспортных механизмов, обеспечение режима экономии в транспортно-складском процессе.
Региональные органы исполнительной власти могут содействовать внедрению на предприятиях оптовой торговли следующих видов
логистических услуг:
· консалтинговых - по организации хозяйственных связей, транспортно-складских процессов, рациональной организации транспортно-экономических связей, регулированию производственных и товарных запасов;
· информационных - по новым методам и технологиям отношений на товарном рынке, по его конъюнктуре, вопросам развития транспортно-складского хозяйства;
· транспортно-экспедиционных - при обеспечении производственных нужд изготовителей и потребителей продукции;
· складских - промышленным предприятиям (приемка, хранение, отправка продукции, организация и модернизация складского хозяйства).
Благодаря выполнению новых функций логистического характера существенно увеличились возможности для развития коммерческой инициативы, расширился круг обслуживаемых предприятий, возросли объемы деятельности и повысилась рентабельность оптовых посредников. Новые логистические услуги не только значительно увеличивают общий спектр оказываемых услуг, обогащают их ассортимент, повышают заинтересованность заказчиков, но и способствуют углублению специализации оптовых посредников, развитию прогрессивных форм обслуживания. На основании анкетного опроса более 50 коммерческо-посреднических структур установлено, что большинство из них (до 80% опрошенных организации) придают большое значение развитию услуг по выполнению транспортно-экспедиционных операций, организации складирования и транспортировки продукции.
Для дальнейшего развития логистических посредников необходимо использовать несколько методов их государственной поддержки: прогнозирования, индикативного, косвенного управления.
Значение государственной поддержки оптово-торговых структур возросло. Она должна способствовать: повышению эффективности и роли оптовых структур в обслуживании производства; экономической заинтересованности в расширении и интенсификации оказываемых услуг; обеспечению общей экономии финансовых и материальных ресурсов.
Объективная необходимость в государственной поддержке оптово-торговых структур вызвана, по крайней мере, тремя обстоятельствами.
Первое. Удовлетворяя собственные интересы, оптовые посредники должны обеспечивать с необходимым эффектом нужды обслуживаемых предприятий и организаций, ориентироваться на конечные результаты и, следовательно, опираться на поддержку со стороны органов управления.
Второе. Органы управления призваны координировать интересы оптовых посредников и обслуживаемых предприятий, содействовать обеспечению взаимовыгодной экономии при взаимодействии субъектов товарного рынка.