Третье. В развитии системы услуг, оказываемых посредниками, заинтересованы сами органы управления (с учетом возможности получения дополнительной экономии и пополнения бюджета, совершенствования с участием посредников системы информационного обслуживания для регионов и т.д.).
Особенного внимания заслуживают системы и функции складского обслуживания, осуществляемого оптовыми посредниками. Ввиду многообразия существующих складских предприятий, наличия их как у посреднических организаций, так и на транспорте, функционирования производственных складов на обслуживаемых предприятиях возникает необходимость в координации использования и развития складских объектов. Оптовые посредники, осуществляя логистическое обслуживание, должны использовать свои складские мощности во взаимодействии с производственными предприятиями и (что особенно важно), с транспортными терминалами.
2.1. Координация товаропотоков через места складирования является важным направлением государственного воздействия на функционирование инфраструктуры. Если поддержка логистической деятельности оптовых посредников преследует усиление их роли, расширение сферы деятельности повышение эффективности обслуживания, то координация товаропотоков обеспечивает экономию совокупных издержек на процесс товародвижения.
Ввиду многосложности объекта воздействия можно использовать методы прогнозирования товаропотоков, индикативного и косвенного управления, что предполагает развитие интегрированной организации товародвижения через места складирования. Предлагается, чтобы региональные органы управления с привлечением ученых и специалистов разработали на перспективу прогнозные и рекомендательные схемы скоординированного использования складов коммерческо-посреднических структур, транспортных терминалов и обслуживаемых предприятий для улучшения взаимодействия их на договорной основе.
Нужно учитывать, что оптовые посредники осуществляют в промышленных и транспортных узлах складские и грузовые операции, как правило, автономно и без увязки с транспортными складскими предприятиями. Не согласуется использование свободных складских мощностей между субъектами товарного рынка и с транспортными предприятиями при создании ими терминалов. Наряду с этим, складские площади, в том числе высокомеханизированные, хорошо оборудованные и оснащенные дорогостоящей техникой, загружены в среднем только на 40-60%, а остальная их часть сдается в аренду и продается.
Развитие системы интегрированной организации товародвижения должно быть направлено на маневренное использование складских мощностей и координацию материалопотоков через складские объекты.
· рациональное использование материально-технической базы коммерческо-посреднических организаций при развитии транспортных терминалов и в интегрированных с ними структурах;
· интеграция функций коммерческо-посреднических организаций с функциями складов обслуживаемой клиентуры и создание ими на этой основе совместных структур.
Создание совместных структур может быть обусловлено, в свою очередь, развитием производственных объединений, включающих территориально рассредоточенные предприятия, которые размещаются в различных пунктах и городах. Вследствие чего расширяется внутрипроизводственная сфера обслуживания складов головных предприятий в составе объединений, что может сочетаться с отдельными функциями посреднических организаций, но реализуемыми уже в сфере производства. В результате сочетания функций происходит кооперация либо объединение складских предприятий посреднических организаций с крупными складами готовой продукции поставщиков, их выходными базами и кустовыми материальными складами потребителей.
Благодаря развитию системы интегрированной организации товародвижения достигается значительная экономия от сокращения складских, грузовых и транспортных операций, связанных с повторными складскими перевалками и перевозками продукции. Расчет максимального количества складских перевалок показывает, что в новых условиях оно сокращается в сфере товарообращения с 6-ти до 3-х (помимо транспортных терминалов, через межрегиональные и региональные складские предприятия оптовых посредников) и в сфере производства с 4-х до 3-х стадий складирования, т.е. соответственно в 2 раза и на 25%. Кроме того, примерно в 12 раз сократится общее число вариантов товародвижения. Следовательно, интеграция товародвижения обеспечит сокращение объектов (вариантных процессов товародвижения) управления и связанных с ним затрат на оперативное планирование, организацию и контроль за поставками и перевозками продукции.
В результате реализации интегрированного товародвижения получают воплощение основополагающие требования современной логистики по достижению конечных результатов:
- обеспечение не индивидуальных, а совместных интересов субъектов инфраструктуры:
- сокращение не частных, а совокупных, народнохозяйственных затрат в процессе товародвижения.
2.3. Формы и методы участия органов управления в развитии логистических систем интегрированной организации товародвижения, помимо разработки и согласования индикативных, ориентирующих схем товаропотоков, могли бы заключаться в следующем.
На региональном уровне. Разработка примерных договоров на участие заинтересованных сторон в рациональной организации товародвижения через независимые склады и различной отраслевой принадлежности. Участие в договорных отношениях по поводу товародвижения через места складирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве организатора и координатора товаропотоков. Экономическое стимулирование активных участников рационализации товаропотоков за счет экономии инвестиционных расходов местных бюджетов на развитие транспортных терминалов либо других складских объектов регионального значения.
На федеральном уровне. Разработка мероприятий по: а) созданию в оптово-посредническом звене совместных с клиентурой структур для маневренной организации товародвижения; б) кооперированию транспортных терминалов со складскими предприятиями коммерческо-посреднических организаций на основе сочетания их функций кратковременного и долговременного складирования продукции. Разработка методических рекомендаций по координации товародвижения в региональном масштабе и определению ее эффективности.
Актуальным направлением косвенного государственного регулирования деятельности логистических посредников служит участие в формировании цен на оказываемые услуги.
В настоящее время на федеральном уровне управления регулирование цен на услуги предусмотрено только для отдельных сегментов и секторов товарных рынков. Вместе с тем по большинству регионов и многим видам продукции производственно-технического назначения отменены ранее действовавшие предельные размеры цен на услуги, уплачиваемых оптовым посредникам.