Стремление к "расширению горизонта" было изначально свойственно жителям России. "Охота к перемене мест", как черта русского национального характера была присуща представителям самых разных слоёв общества.
Из-за преобладания сельского населения в России долгое время отсутствовали условия для развития массового познавательного туризма. Практически единственным видом путешествий оставались паломничества. Лишь со времени Петра I можно говорить о формировании в России общеевропейской традиции путешествий. Считается, что именно Петр I, посетив с целью лечения минеральные источники г. Спа в Бельгии, стал первым российским курортником.
Во времена Петра I каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.
Пётр I сыграл огромное значение в развитии российских путешествий. Он отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма.
Первый курорт, который создал Петр, был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. За год до смерти Петр сам составил подробный план путешествия В. Беринга. После смерти Петра в 1725 году Беринг отправился в первое Камчатское путешествие. Целью путешествия было проверить, есть ли перешеек между Европой и Америкой. Петр – первый из правителей, который отдавал много сил на улучшение транспорта и дорог. Он был основоположником морского флота в России.
Эпоха крестовых походов, вероятно, является самым грандиозным и величественным событием средневековья. Это время масштабных военных экспедиций на Ближний Восток. Официально провозглашенными целями крестовых походов было освобождение Святой земли от неверных – мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу. При массовом стечении народа зачитывались письма известных паломников о положении христиан и паломников из европейских стран на Ближнем Востоке.
«В Палестину стекались во множестве греки и латины, по обету поклонения святым местам. Пройдя по неприятельской земле через тысячу смертей, они являлись к городским воротам, но не могли войти в них, не заплатив в виде подати одного золотого привратникам… Но если ты и заплатил, надобно было бояться, что ходя без предосторожностей при посещении святых мест, они могут быть убиты, оплеваны и даже где-нибудь задушены. Церкви подвергались ежедневно жестоким нападениям. Во время богослужения, неверные, наводя ужас на христиан своими криками и бешенством, вбегали неожиданно в храм, садились на алтари, опрокидывали чаши, ломали мрамор и наносили духовенству оскорбления и побои», - писал архиепископ Вильгельм Тирский.
Есть, правда, свидетельства, что христианам жилось не так плохо в Палестине и что некоторые из них провоцировали выступления мусульман против себя и других паломников, например, демонстративно перед вхождением в занятый мусульманами город читали христианские молитвы перед городскими воротами и т.д.
Люди, которые собирались в Святую Землю, следуя терминологии того времени, «принимали крест». Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся, он возник в более поздние времена, когда эта эпоха давно уже миновала.
Для крестовых походов характерна, во-первых, повсеместность, всеобщность. В них участвовало, так или иначе, всё население Европы. Это «общеевропейское событие в каждой стране было народным, где объединялись все сословия: короли, рыцари, горожане, земледельцы», оно формировало нравственное единство нации.