Отражением постоянных земных путешествий в верованиях наших предков стало посмертное «путешествие души», которое один из героев Карлоса Кастанеды, современного американского писателя и философа, очень верно характеризует как «окончательное путешествие». Это явление нашло свое отражение в различных анимистических верованиях и обрядах. Во всём прослеживается идея о том, что умершему в его путешествии многое может понадобиться. Отголоском этих первобытных обрядов является саркастическое упоминание Лукиана о том, что для Цербера предназначался медовый пирог, который клали в гроб, а монета, положенная в рот умершему, должна была служить платой Харону за перевоз души через Аид. Даже в новейшие времена японцы дают деньги взаймы для возвращения их с огромными процентами на том свете, веря в посмертное «путешествие души».
В самых начальных культурных пластах надо искать и истоки учения о переселении душ. Это учение составляет существенную часть примитивной «философии», говоря о том, что душа может переселиться в материальные предметы, начиная с человеческого тела и заканчивая кусками камня или дерева.
Учение о переселении души (сансара) характерно и для многих религий, в том числе исповедующихся и в настоящее время: индуизма и буддизма.
В зороастрийском учении умершие уходят в загробный мир по мосту Чинват (или Чинвато-перето – Переход-разрушитель). Чинват выстроен из лучей света. Аналог этому «Переходу-разлучителю» можно встретить и в древнеславянской мифологии. Радуга славянами воспринималась как небесный мост. Древние славяне считали, что душа умершего по радуге (рай-дуге) совершает свое последнее путешествие: из Яви в Навь (потусторонний мир).
Миграционные процессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Это были знания по географии, развивался календарь, ботаника, зоология, а также зачатки механики.
Особенно эти знания были необходимы при создании транспортных средств. Известно, что ещё в период мезолита народы, населяющие разные материки, выходили в открытый океан. Для морской охоты и рыболовства надо было строить надёжные лодки и катамараны. Кочевые народы, занимающиеся отгонным скотоводством, должны были иметь прочные повозки для перевозки домашнего скота.
Прекрасные мореходные качества древних плавсредств были блестяще подтверждены в наше время, когда были повторены путешествия на судах, сконструированных по древним рисункам и археологическим находкам: например, плавание Тима Северина или Тура Хейердала.
Хорошо известны многочисленные памятники художественной культуры первобытности. Это говорит о том, что чувство прекрасного не было чуждо нашим предкам. Они были замечательными художниками, среди них были скульпторы и музыканты, появляются зачатки театра.
Очевидно, что не только технологические инновации лежали в основе взаимодействия первобытных коллективов. Существовало и воздействие культурных стандартов, а возможно, и эталонов. Думается, что своё распространение получали также стандарты и эталоны, выполнявшие престижную функцию. Зарождается интеллектуальное воздействие на уровне верований и магических действий. Наверняка, начал формироваться и феномен моды, базирующийся на социальной психологии.
С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Этому способствует, во-первых, протекционистская политика правителей крупных держав, направленная на создание и поддержание инфраструктуры путей сообщения. Строятся дороги и каналы, возникают постоялые дворы и почта, строятся порты. Во-вторых, принимаются меры по безопасности, как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных. В древних законодательствах появляются статьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев, как отечественных, так и зарубежных. В-третьих, развитие прикладных наук позволяет добиться значительных успехов в кораблестроении, что позволяет совершать всё более дальние и длительные походы.
На Древнем Востоке по сравнению с периодом военной демократии резко возрастает и экспансионистская политика, находящая своё отражение в многочисленных военных походах. Возникновение цивилизаций привело к накоплению огромных богатств у правящей элиты, что было предметом вожделений соседних государств и народов. Сложившийся институт рабства также существовал, в основном за счёт военных экспедиций.
Но в то же время возникает такое явление, как дипломатия. Взаимоотношения между государствами требуют определённых норм общения. Появляются институты посольств. На Древнем Востоке начинает развиваться наука. Ряд экспедиций носит не просто ознакомительный торгово-экономический или военно-стратегический, но и конкретно научный характер. Фараоны и цари снаряжают целые экспедиции, чтобы получить знания в первую очередь географического, а также этнографического, биологического характера.
Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождавшие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный или оберегаемый богом человек.
Значение передвижений людских коллективов как средства перемещения информации усиливается в предцивилизационный период. До V в. до н.э. мировым центром, генерирующим основные идеи в области техники и новейших технологий, был регион Ближнего и Среднего Востока.
Неолит «подарил» человечеству не только переход к земледелию и скотоводству, но также и гончарное производство, и ткачество. Это была, в свою очередь, и последняя ступень перед веком металлов.
Начало металлургии относится к VII тыс. до н.э. К наиболее ранним керамическим изделиям относятся образцы, датируемые IX – началом VIII тыс. до н.э. Ткачество было известно в районе Среднего Востока с VII тыс. до н.э.
Основные достижения распространились именно благодаря миграционным процессам по всей населённой человеком части земли.
С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Строятся дороги и каналы, возникают постоялые дворы и почта, строятся порты. На Древнем Востоке начинает развиваться наука. Ряд экспедиций носит не просто ознакомительный торгово-экономический или военно-стратегический, но и конкретно научный характер. Фараоны и цари снаряжают целые экспедиции, чтобы получить знания в первую очередь географического, а также этнографического, биологического характера.
Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времён. Море играло огромную роль в жизни древнегреческих племён, населявших побережье Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Море не только давало им пищу, но и связывало с другими странами и народами. Путешествиям внутри страны мешало отсутствие удобных дорог. Некоторые подобия дорог прокладывались в низинных и болотистых местах.