Коммерческая деятельность как объект управления может быть представлена матричной моделью функций управления с описанием достоинств и недостатков (табл. 2.7):
Таблица 2.7
Функции управления в системе коммерческой деятельности
ИП Иванова А.А.
Подсистема |
Производство товаров |
Товарные запасы |
Организация продаж и реклама |
Функции Управления | |||
Планирование |
Изучение спроса потребителей не проводится. Производится стандартный ассортимент товаров |
Планирование ассортимента предлагаемой продукции не производится, все зависит от поставщика |
Не планируются затраты на организацию продаж и рекламу |
Организация |
Заключение договоров на поставку. Необходимость в создании системы «компания - поставщик». Формирование связей. |
Создание системы способной эффективно управлять товарными запасами и ассортиментом |
Внедрение прогрессивных форм и методов продаж. Разработка рекламных мероприятий |
Мотивация |
Создание необходимых условий для достижения результативности работы | ||
Контроль |
Не проводится оценка целесообразности каждой закупки |
Анализ изменения товарных запасов не проводится. Необходима разработка мероприятий по ликвидации сверхнормативных неликвидных товарных запасов |
Проведение анализа выручки от реализации, себестоимости и других важных показателей деятельности |
Коммерческая деятельность занимает важное место в деятельности всего предприятия. Основными показателями, характеризующие коммерческую деятельность ИП Иванова А.А. являются:
• изучение спроса;
• закупка товаров;
• товарные запасы и ассортимент;
• продажа;
• реклама.
У ИП Иванова А.А. изучение спроса на продукцию не проводится. Тем самым не обеспечивается экономическая эффективность деятельности предприятия, так как получена необъективная информация, в результате неполного
удовлетворения спроса и, как следствие, получение низкого дохода.
Предприятию ИП Иванова А.А. необходимо тщательно контролировать полноту и стабильность ассортимента предоставляемых товаров, необходимо формирование оптимального ассортимента товаров в соответствии со спросом населения. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников коммерческого отдела, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информации.
Управление товарными запасами начинается с их учета. Учет товарных запасов налажен в стоимостном выражении, и в физическом выражении – в массах. Время от времени проводится инвентаризация товарных запасов, т.е. физически пересчитывается, перевешивается все имеющиеся запасы продукции на складе. Текущие товарные запасы определяются исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учета за последующий период.
Продажа осуществляется в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Эти правила регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Законом Российской Федерации «О за щите прав потребителей» и иными правовыми актами.
Форма продажи продукции – индивидуальное обслуживание покупателей со склада предприятия кладовщикам и операторами и заключается в выполнении следующих операций:
• встреча покупателей и выявление его намерения;
• предложение и показ товаров;
• помощь в выборе товаров и консультация;
• проведение технологических операций, связанных оформлением документов;
• расчетные операции;
• упаковка и выдача товара.
Благоприятное впечатление оставляет опрятный внешний вид работников, порядок и чистота в помещениях. Выявление намерений покупателей заключается в определении их отношения к видам, сортам и другим признакам товаров. Эта операция выполняется торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме. При этом он обращает внимание на особенности отдельных видов товаров, предлагает взамен отсутствующих другие виды.
Торговый персонал ИП Иванова А.А. имеет высокую квалификацию и при выполнении технологических операций, связанных с оформлением заявок затрачивается немного труда и времени. На качество их выполнения, а следовательно и на уровень обслуживания покупателей влияет правильная организация и обслуживание торгового места персонала.
Завершается продажа продукции расчетом с покупателями и выдачей им товара и документов.
Проведение рекламных мероприятий ИП Иванова А.А. не планируется. С целью привлечения покупателей периодически проводятся презентации, выставки-продажи, дегустации. Данные мероприятия положительно действуют на деятельность предприятия, так как покупатели осведомлены об ассортименте предлагаемых товаров. Но для оживления торговли, привлечения дополнительного числа покупателей, развитию торговли и формированию вкусов потребителей необходимо уделить внимание рекламе в СМИ.
Для того, чтобы оценить влияние эффективности системы управления предприятием ИП Иванова А.А., необходимо проанализировать нормы и ценности организации, которые представлены в матрице организационной культуры (табл. 2.8).
Таблица 2.8
Матрица организационной культуры ИП Иванова А.А.
Нормы и ценности культуры организации |
Положительны е аспекты |
Отрицательные аспекты |
Проблемы |
Ориентация на действия |
Стремление вперед, совершенствование организации |
«Зацикленность» на своей работе |
Недостаточно ресурсов для реализации планов |
Самостоятельность и предприимчивость |
Творчество и энтузиазм поддерживаются свободой действий | ||
Лицом к потребителю |
Все для потребителя, клиент - контроль | ||
Связь с жизнью и ценное руководство |
Объективные знания |
Малая степень адаптации к внешней среде | |
Производительность от человека |
Люди - главный источник производительности |
Недостаток мотивации в продвижении по службе |
Снижение производи-тельности |
Свобода действий и жесткость одновременно |
Контроль за качеством выполнения работы |
Не всегда объективное понимание обстановки |
Недостаточ-ный опыт и квалификация |
Приверженность своему делу |
Интерес к работе, повышение производительности |
Необходимость подготовки кадров | |
Простая форма организации |
Эффективные коммуникации внутри организации |
Не всегда эффективное управление |