Возрастание динамики социально-экономического развития, перемены политики, экономики, информатики, техники, науки, глобализация и интернационализация процессов во всех сферах ведут к взаимовлиянию и обогащению теории и практики развития местного самоуправления в различных странах. Организация муниципальной службы, структурные элементы, формы демократии, технологии работы, правовое обеспечение, содержание, состав и проблемы формирования муниципальной собственности, административные и управленческие проблемы, формы и методы контроля местного самоуправления, приспособление к меняющимся условиям различны, но вместе с тем, происходят в направлении развития демократических институтов самоуправления.
Исходя из зарубежного опыта направлениями и факторами развития местного самоуправления, должны стать, изменения происходящие внутри самих систем: новые структуры, новые технологии управления, новая структурная организация, а также преобразования, связанные с инновационным, технологическим обеспечением управления местного самоуправления, сочетание модернизации и конструктивного консерватизма, позитивное государственное воздействие на процессы социально-экономических, административных, организационных отношений в обществе, тактика эволюционного развития общественных отношений. Темпы и масштаб, процесс преобразований изменений должны носить комплексный характер – в структуре институтов местного самоуправления, органах управления, структуре и содержании правовых норм, коммуникационных связях, в структуре интересов, ценностей, предпочтений зависят от конкретной ситуации. При этом обнаружение, идентификация существующих проблем должны быть ориентированы на выработку определенной стратегии.
Использование опыта зарубежных стран позволяет говорить о том, что российская система местного самоуправления, несмотря на общую близость с континентальной системой права, имеет больше черт схожих все-таки с англосаксонской системой, предоставляя муниципалитетам большую самостоятельность и независимость от государственной власти. Роль государства, аналогично положению в Великобритании, сводится к установлению общих принципов и норм путем принятия и изменения федеральных законов и обеспечению соответствующих гарантий и законности.
Тем не менее, в отличие от Великобритании, принцип позитивного регулирования в России был заменен на принцип «что не запрещено, то разрешено», свойственный большинству российских институтов. Таким образом, можно было говорить о существовании в России комбинированной системы местного самоуправления с преобладанием англосаксонского подхода к самостоятельности и независимости муниципальных образований и их органов, следовательно, наиболее интересен опыт именно этих стран.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Формирование муниципальной компетенции в России 17-20 вв.
КОМПЕТЕНЦИЯ |
1785 |
1864 |
1870 |
1892 |
1917 |
1925 |
1992 |
Право юридического лица |
+ |
+ |
+ | ||||
Право местного закон-ва |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Руководство районами |
+ |
+ | |||||
Борьба со стихийными бедствиями |
+ | ||||||
Рассмотрение жалоб |
+ |
+ | |||||
Борьба с преступностью |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Архивное дело |
+ | ||||||
(редитование, займы |
+ |
+ |
+ | ||||
Право экспл имущества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Содействиеторговле, пром-ти торговле, |
+ |
+ |
+ | ||||
Содействие кооперации |
+ |
+ | |||||
Аренда земли |
+ | ||||||
Городскаярента |
+ | ||||||
Городская черта |
+ | ||||||
Планировка |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
благоустройство в узком смысле |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Пути сообщения и транспорт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Пожарное дело |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Технические системы эксплуатации (водопровод, канализация, переработка мусора) |
+ |
+ | |||||
Регулир. жилищного дела |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Борьба с безработицей |
+ |
+ | |||||
Социальное страхование |
. | ||||||
Общественное призрение |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Социальное обеспечение | |||||||
Лечение и профилактика заболеваний |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Санитарный надзор |
+ |
+ |
+ | ||||
Охрана материнства и детства |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Образование |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |