Задачами внутреннего контроля администрации района являлись: проверка состояния и эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов социально-экономического развития района; выявление резервов роста; правильность и полнота составления и исполнения бюджета района; обеспечение соблюдения действующего законодательства; ведение учета и отчетности; экономичность и гибкость структуры управления; разграничение линейного и функционального управления; единство распорядительности и ответственности и других. Проведенный контроль обеспечивал интересы и права государства, экономических субъектов, граждан района и в целом отражает исполнение, не всегда эффективную, но все же реализацию социально-экономической политики администрации района как составной части политики города Сочи и государства в целом. Контроль показал эффективность и качество решений вопросов социально-экономического характера, экономичность, законность, расходования средств на развитие социально-экономических, политических и административных процессов в районе, позволил увидеть просчеты планирования. Контрольные действия, базируясь на принципах законности, гласности, эффективности, экономичности, объективности, достоверности, целесообразности, полноты в форме оперативно-тактического (предварительный, текущий, последующий), стратегический, правового, административного, финансового, бюджетного и других в сочетании с системой внешнего контроля со стороны органов государственной власти, со стороны органов местного самоуправления, региональных властей, со стороны населения позволил отследить качество и количество материальных, финансовых и других ресурсов для выполнения социально-экономического развития района. Именно постоянный контроль обеспечил в 2007 году успешную разработку и реализацию финансовой политики администрации района, в сфере составления и исполнения бюджета района, исполнительно-распорядительных функций в сфере управления финансами и др. В результате анализа отчета финансового отдела «Об исполнении бюджета Хостинского района за девять месяцев 2007 года» были приняты меры по обеспечению системы аккумуляции финансовых ресурсов, изменен порядок формирования и использования целевых бюджетных фондов, дополнен порядок мобилизации доходов и финансирования расходов района, реализованы предложения по повышению эффективности экономики района, была осуществлена корректировка бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений в бюджет района, совместно с городским управлением казначейства были скорректированы лимиты бюджетных обязательств для получателей средств бюджета. В ходе контроля за исполнением решений в 2007 году только по социальной сфере было подготовлено 139 аналитические справки, более 300 служебных писем, и так далее. Администрация района отчитывается перед главой города о выполнении контрольных показателей социально-экономического развития, использовании бюджетных средств, о социально-экономической ситуации и в районе, программах развития района, управлении и распоряжении муниципальной собственностью, переданной в ведение района; о развитии предпринимательства, привлечении инвестиций в экономику района, муниципальных ресурсах, планах капитального строительства, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжении, снабжении населения топливом, организации вывоза бытовых отходов, организация работ по благоустройству, озеленению территории района и освещению района, разработке и реализации адресных инвестиционных программ по объектам инженерной и социальной инфраструктуры, занятости населения района, повышении уровня и качества обеспечения услугами здравоохранения, организационном и материально-техническом обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов и многим другим вопросам. Контроль за деятельностью администрации района проводят региональные органы управления Краснодарского края, Правительство края, руководители структурных подразделений администрации края, Контрольно-аналитическое управление края, органы краевой службы юстиции, органы Министерства внутренних дел и Прокуратуры РФ, Контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов РФ. Административный контроль осуществлялся Министерством Финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ, со стороны Президента РФ – Главным контрольным управлением, департаментом аудиторской деятельности. В исключительных случаях Советом Федерации и Государственной Думы через представителей Счетной Палаты РФ.
Предложения. Использование зарубежного опыта организации управления муниципальными образованиями, прежде всего, на наш взгляд, возможно по следующим направлениям:
а) учитывая, что местных налогов и сборов стало значительно меньше, что вызвало уменьшение поступлений в местный бюджет, необходимо расширить полномочия муниципальных образований в области местного налогообложения, что позволит уменьшить финансовую зависимость от центра,(края и Федерации); б) предлагается вернуть налог на рекламу, которой в Сочи огромное количество; в)следовало бы также упростить процедуры по взиманию местных налогов; г) увеличить налог на содержание домашних животных, а полученные средства направить на борьбу с беспризорными животными по примеру Австрии и Дании. Так, по данным районной ветслужбы в районе насчитывается около 100 тысяч беспризорных кошек, собак и других бродячих животных.
Учитывая, что в районе проживает 93 тыс. человек, а численность аппарата управления составляет 59 человек по примеру Германии и Англии сократить число штатных работников наполовину, оставшуюся половину, как это принято в Европе можно было бы использовать как добровольных помощников. Опыт волонтерской работы в муниципалитете имеется даже в городах побратимах Сочи, где половина сотрудников работает добровольно без оплаты, но с полной мерой ответственности. В качестве таковых себя часто предлагают сотрудники администрации, вышедшие на пенсию по возрасту.
Другим направлением, безусловно, может быть использование зарубежного опыта современных управленческих технологий по работе с конкретными организациями (коммерческими, некоммерческими, правительственными, международными, населением, В частности, применение принципа невмешательства в сфере малого и среднего бизнеса. Использование технологии «одного окна» как для населения, так и для других категорий. не Не менее важным направлением, безусловно, является применение современных информационных технологий работы в местном самоуправлении для связи с населением, официальными органами. В частности, уже сейчас возможны Интернет-коммуникации, по примеру Италии, Бельгии, Голландии. Учитывая, что в районную администрацию ежегодно обращаются более 20 тыс. человек, это помогло бы сохранить время и деньги всем сторонам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа моделей местного самоуправления и использования зарубежного опыта организации управления муниципальными образованиями в выпускной квалификационной работе сделаны следующие выводы:
Сравнительный анализ особенностей основных моделей местного самоуправления показывает, что систематизация разнообразия систем местного самоуправления объединяет их в большие группы по принципу принадлежности к определенной правовой семье: англосаксонской и романо-германской (континентальной). В англосаксонскую группу входят – британская (Англия, Ирландия, Уэльс, Шотландия, Новая Зеландия), в романо-германскую (Австрия, Бельгия, Швейцария, Германия, Нидерланды, Люксембург) и скандинавская (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия). Всего в мире насчитывается около 200 моделей местного самоуправления.