рефераты по менеджменту

Анализ и оценка систем организации управления муниципальными образованиями в зарубежных странах

Страница
12

Важным шагом в формировании правовых основ местного самоуправления стал ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По мнению специалистов, он изначально был декларативен, не содержал принципов распределения полномочий, механизм реализации, не был обеспечен ресурсами.

Принятые законы «О финансовых основах местного самоуправления", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», ратификация Европейской хартии местного самоуправления позволили детально обозначить, присущие органам местного самоуправления полномочия и порядок деятельности, тем самым нарушая принципы федерализма, закрепленные в Конституции России, и вторгаясь в сферу исключительной компетенции региональных и муниципальных органов власти. В результате 131 закон стал рекордсменом по количеству поправок.

При дальнейшем реформировании системы местного и, в частности, городского самоуправления предполагается увеличить количество делегируемых полномочий при сохранении основополагающего принципа обособленности местных органов власти от государственных. При этом видится целесообразным выделение в предмете ведения самостоятельных полномочий муниципального образования, носящих обязательный характер, как это имеет место в европейских странах, в частности используя опыта зарубежных стран, особенно Германии (раздел 2.3 работы). Показательно, что в Германии собственные обязательные и делегированные полномочия составляют 80-90 процентов от общего объема полномочий. Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности России как федерации в настоящее время существует объективная необходимость выведения органов самоуправления из-под диктата органов государственной власти.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивает самостоятельность городских органов власти с опорой на муниципальную собственность, местный бюджет, право устанавливать местные налоги и сборы, а также на закрепленный принцип выборности органов власти и управления города, кроме того, статья 4 закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» определяет полномочия государства по отношению к местному самоуправлению.

Использование опыта зарубежных стран позволяет говорить о том, что российская система местного самоуправления, несмотря на общую близость с континентальной системой права, имеет больше черт схожих все-таки с англосаксонской системой, предоставляя муниципалитетам большую самостоятельность и независимость от государственной власти.

Роль государства, аналогично положению в Великобритании, сводится к установлению общих принципов и норм путем принятия и изменения федеральных законов и обеспечению соответствующих гарантий и законности. Тем не менее, в отличие от Великобритании, принцип позитивного регулирования в России был заменен на принцип «что не запрещено, то разрешено», свойственный большинству российских институтов. Таким образом, можно было говорить о существовании в России комбинированной системы местного самоуправления с преобладанием англосаксонского подхода к самостоятельности и независимости муниципальных образований и их органов, следовательно, наиболее интересен опыт именно этих стран.

С 2006 года вступил в силу 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пятая статья которого предписывает муниципалитетам действовать строго в рамках Конституции, конституционных федеральных законов, законов субъектов Федерации, актов правительства и других нормативных актов.

Огромное количество статей закона составляют процессуально-процедурные нормы. Они регулируют выборы муниципальных органов, порядок отзыва депутатов, проведение собрании, конференций, сходов граждан и референдума - всего около 12 различных форм непосредственного саморегулирования в рамках федерального или регионального законодательства, тогда как фундаментальной проблемой является экономическая сторона вопроса.

Согласно закону, экономическую основу местного самоуправления составляют имущество, средства местных бюджетов, другие имущественные права муниципальных образований. Но центр же, регулируя и перераспределяя национальный доход, изначально сосредотачивает в своих руках наиболее важные налоговые источники.

В современном мире действует множество моделей местного самоуправления, но основными являются два направления: «автономное самоуправление» и «наблюдаемое самоуправление» и, таким образом, Россия предпочла вторую модель, согласно которой закон и государство осуществляют жесточайший контроль над самоуправлением.

Использование зарубежного опыта организации самоуправления (на примере Хостинской районной администрации города Сочи)

Использование зарубежного опыта организации управления муниципальными образованиями рассмотрим на примере Хостинской районной администрации города Сочи. Областью применения зарубежного опыта управления, на наш взгляд, могут быть – организация муниципальной службы, управление, технологии работы, правовое и информационное обеспечение, информатизация, коммуникации, выработка стратегии и другие.

Хостинский район это монофункциональное муниципальное образование, хозяйственная жизнь которого определяется градообразующими предприятиями санаторно-курортной сферы, туризма и отдыха и включает в своем составе 25 администраций сельских округов и поселков. На территории района проживает около 93 тысяч населения, в том числе численность экономически активного населения составляет 41% от общей численности населения района. В районе живут представители 67 национальностей, 48% трудоспособного населения трудятся в санаторно-курортной сфере, 39% в сельском хозяйстве и строительстве, в транспорте, связи, торговле, услугах, образовании и культуре - 13%.

Администрацию района возглавляет Глава администрации района, назначаемый Главой города Сочи, по согласованию с Городским Собранием города и осуществляет свои полномочия на основе трудового договора, является должностным лицом местного самоуправления и подотчетен главе администрации города Сочи, одновременно является заместителем главы администрации города Сочи, представляет интересы района в органах государственной власти, судах, других организациях.

Основной задачей администрации района является обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления и иных полномочий, определённых компетенцией и правовыми актами Городского Собрания и главы города Сочи. Штатная численность сотрудников аппарата администрации составляет 59 человек. Структура аппарата имеет типовой характер - глава администрации района, заместители Главы администрации района по экономике, по социальной политике, главный архитектор района, начальники отдела курортного дела и туризма, отдела ЖКХ, по организационно-аналитической работе, общего отдела, правового отдела, секретарь административной комиссии, начальник отдела культуры, начальник отдела учета и отчетности, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних, начальник отдела потребительского рынка и услуг, председатель комитета по делам молодежи, председатель комитета по физической культуре и спорту, специалисты разных категорий.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту