Потенциал в области менеджмента оценивается показателями: качество планирования, качество управления, система мотивации работников.
Потенциал в области финансов оценивается показателями: доля собственных средств, коэффициент текущей ликвидности, рентабельность производства.
Потенциал в области производства – коэффициент использования производственных мощностей, доля сертифицированной продукции, износ основных производственных фондов, рост производительности труда, качество и цены поставляемых материалов.
Инновационный потенциал оценивается следующими показателями: использование Интернет-технологий, доля инновационных товаров, количество авторских свидетельств и патентов, поданных изобретателями, «ноу-хау», премий дизайнерам на конкурсах.
Потенциал в области кадров – коэффициент текучести кадров, коэффициент опережения производительности труда по отношению к заработной плате.
Значимость частных потенциалов в общей оценке конкурентного потенциала организации соответствует значимости факторов конкурентных преимуществ. Оценка значимости показателей по каждому частному потенциалу определена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Значимость показателей конкурентного потенциала организации
Частные потенциалы организации |
Показатели |
Значимость, баллы |
1. Маркетинг |
· средневзвешенная конкурентоспособность товара |
20 |
· эффективность маркетинга |
10 | |
· доля нереализованной продукции |
10 | |
Итого: |
40 | |
2. Менеджмент |
· качество планирования |
5 |
· качество управления |
5 | |
· система мотивации работников |
5 | |
Итого: |
15 | |
3. Финансы |
· доля собственных средств |
3 |
· коэффициент текущей ликвидности |
3 | |
· рентабельность производства |
3 | |
Итого: |
9 | |
4. Производство |
· коэффициент использования производственных мощностей |
3 |
· доля сертифицированной продукции |
3 | |
· износ основных производственных фондов |
3 | |
· рост производительности труда |
3 | |
· качество и цены поставляемых материалов |
3 | |
Итого: |
15 | |
5. Инновации |
· использование Интернет-технологий |
5 |
· доля инновационных товаров |
5 | |
· количество авторских патентов, «ноу-хау», поданных изобретателями, премий дизайнерам на конкурсах |
5 | |
Итого: |
15 | |
6. Кадры |
· коэффициент текучести кадров |
3 |
· коэффициент опережения производительности труда по отношению к заработной плате |
3 | |
Итого: |
6 | |
Всего максимальная оценка значимости: |
100 |
На основе данной системы показателей оценки конкурентоспособности организации и их значимости, осуществляется расчет, который включает следующие этапы:
1. Оценка единичных показателей частных потенциалов анализируемой организации.
2. Сравнительная оценка единичных показателей частных потенциалов с лидером в отрасли.
3. Расчет показателя «внутренняя конкурентоспособность организации».
Рассмотрим перечисленные этапы более подробно.
Этап 1: оценка единичных показателей частных потенциалов анализируемой организации. Показатели оценки подразделяются на качественные и количественные. Качественные показатели (эффективность маркетинга, эффективность менеджмента, использование Интернет-технологий, качество и цены поставляемых материалов) определяются экспертным методом.
В целях оценки эффективности управления маркетингом, была разработана анкета, содержащая ряд вопросов, по которым оценивается выполнение функций маркетинга по следующим направлениям: маркетинговые исследования, сегментирование рынка и позиционирование товара, анализ организации маркетинга, планирование маркетинга, разработка комплекса маркетинга. В качестве экспертов должны выступать специалисты службы маркетинга организации. Максимальная оценка эффективности маркетинга равна 31 баллу. Для оценки уровня эффективности была разработана шкала оценки по принципу прогрессивного шага (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Шкала оценки эффективности маркетинга
Баллы |
0-4 |
5-9 |
10-14 |
15-19 |
20-25 |
26-31 |
Оценка уровня |
Низкий |
Не эффективный |
Удовлетво-рительный |
Хороший |
Очень хороший |
Эффективный |
Для оценки качественных показателей потенциала «Менеджмент» также предлагается использовать метод экспертной оценки. В качестве экспертов должен выступать руководящий состав организации. В этих целях была разработана анкета, по которой оцениваются следующие показатели частного потенциала «Менеджмент»: качество планирования, качество управления, система мотивации работников (таблица 2.4).