Решение этой проблемы возможно посредством формирования матрицы многофакторной конкурентной карты, которая помимо рыночной доли организации и рентабельности продукции принимает во внимание его финансовое состояние. Построение многофакторной конкурентной карты осуществляется на основе конкурентных позиций организаций, определяемых по двухфакторной карте, и значений показателя финансового состояния. Для этого целесообразно использовать один из показателей, характеризующих финансовое состояние организации, в частности коэффициент текущей ликвидности. В зависимости от значения коэффициента текущей ликвидности все организации разбиваются на три группы:
· ликвидные (коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1,7);
· переходное состояние (коэффициент текущей ликвидности находится в интервале от 1 до 1,7);
· неликвидные (коэффициент текущей ликвидности меньше 1).
Определение позиции организации с использованием коэффициента текущей ликвидности позволяет в определенной степени учесть финансовое состояние организации, что особенно важно в условиях неэффективности процедуры банкротства.
Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка, разработанная на основе коэффициента текущей ликвидности, состоит из одиннадцати положений, позволяющих оценить конкурентоспособность организации (таблица 2.10).
Таблица 2.10 – Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка (на основе показателя «коэффициент текущей ликвидности»)
Факторы |
Конкурентная позиция организации по двухфакторной карте рынка | |||||
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 11 |
12 13 14 15 |
16 17 18 19 20 | ||
Финансовое состояние организаций |
Ликвидные |
1 |
2 |
5 |
6 |
9 |
Переходное состояние |
3 |
4 |
7 |
8 |
10 | |
Неликвидные |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
В зависимости от позиции, занимаемой на многофакторной конкурентной карте, организация может относиться к одной из пяти групп:
· лидер рынка (места 1 и 2);
· с сильной конкурентной позицией (места 3 и 4);
· со средней конкурентной позицией (места 5 и 6);
· со слабой конкурентной позицией (места 7 и 8);
· аутсайдер рынка (места 9-11).
Тем не менее, показатель текущей ликвидности не достаточно полно позволяет оценивать финансовое положение организации на рынке, поэтому для более точной оценки предлагается использовать комплексный финансовый показатель «рейтинговое число». Р.С.Сайфулин и Г.Г.Кадыков предлагают расчет этого показателя по следующей формуле:
, (13)
где Коб – коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Клик – коэффициент текущей ликвидности;
Кинт – интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризуется объемом реализованной продукции, приходящейся на один рубль средств, вложенных в деятельность организации;
Кмен – коэффициент менеджмента, характеризуется отношением прибыли от реализации продукции;
Кпр – рентабельность собственного капитала – отношение балансовой прибыли к собственному капиталу.
При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно 1. Финансовое состояние организаций с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное. В зависимости от значения рейтингового числа организация может быть отнесена к одной из трех групп:
· с удовлетворительным финансовым состоянием (R≥1);
· переходное состояние (R>0,5);
· с неудовлетворительным финансовым состоянием (R≤0,5).
Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка, разработанная на основе рейтингового числа, состоит из пятнадцати положений, позволяющих оценить конкурентоспособность организации (таблица 2.11).
Группа, к которой относится организация в зависимости от позиции на многофакторной конкурентной карте, определяется аналогично с картой построенной по коэффициенту текущей ликвидности.
Таким образом, конкурентные позиции организаций, полученные на основе построения многофакторной конкурентной карты, дают более объективное представление о положении организации на рынке.
Таблица 2.11 - Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка (на основе показателя «рейтинговое число»)
Факторы |
Конкурентная позиция организации по двухфакторной карте рынка | |||||
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 11 |
12 13 14 15 |
16 17 18 19 20 | ||
Финансовое состояние организаций |
Удовлетворительное |
1 |
2 |
5 |
6 |
9 |
Переходное состояние |
3 |
4 |
7 |
8 |
10 | |
Неудовлетворительное |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Заключение
В результате выполнения курсовой работы были освещены такие основные вопросы в области конкурентоспособности организации как факторы, влияющие на конкурентоспособность, резервы конкурентоспособности, методы оценки конкурентоспособности организации.
Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.
Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности организации.