Таблица 2.4 – Система оценки частного потенциала «Менеджмент»
Вопрос |
Ответ |
Оценка |
Вопрос |
Ответ |
Оценка |
1 |
А Б В |
2 1 0 |
5 |
А Б В |
2 1 0 |
2 |
А Б В |
0 1 2 |
6 |
А Б В |
2 1 0 |
3 |
А Б В |
2 1 0 |
7 |
А Б В |
2 1 0 |
4 |
А Б В |
2 1 0 |
8 |
А Б В |
0 1 2 |
Качественный показатель «Использование Интернет-технологий» предлагается оценивать с помощью экспертного метода в баллах по шкале оценок, приведенной в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Шкала оценки уровня использования Интернет-технологий
Величина оценки, баллы |
Критерии оценки |
0 |
Не используется ни один ресурс Интернет |
1 |
Создан web-сайт организации |
2 |
Создан web-сайт организации и проводятся маркетинговые исследования в Интернет с использованием следующих средств: Usenet (электронные доски объявлений), Listserv (почтовые реестры в электронной почте), Voice mail (голосовая связь), Video conferencing (проведение видео конференций), MUDS (многопользовательский диалог), IRC – Internet Relay Chat (ретрансляция беседы в Интернете) |
3 |
Тоже и осуществляется реклама в Интернет с использованием следующих средств: E-mail (электронная почта), размещение рекламы на тематических и общеинформационных сайтах, создание каталогов и брошюр, баннерные сети, обмен ссылками, партнерские и спонсорские программы |
4 |
Тоже и организуется сбыт для корпоративных клиентов |
5 |
Тоже и открыт магазин для розничных покупателей |
Оценка показателя «качество и цены поставляемых материалов» также осуществляется экспертами организации по шкале, представленной в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Шкала оценки удовлетворенности материалами
Критерии оценки |
Уровень оценки, баллы |
Совсем не удовлетворяет требованиям |
0 |
Недостаточно удовлетворяет требованиям |
1 |
Не совсем удовлетворяет требованиям |
2 |
Достаточно удовлетворяет требованиям |
3 |
В общем удовлетворяет требованиям |
4 |
Полностью удовлетворяет требованиям |
5 |
Этап 2: сравнительная оценка единичных показателей частных потенциалов с лидером в отрасли. В представленной методике предлагается сравнить единичные показатели частных потенциалов с показателями лидера в отрасли. Одновременно текущие показатели оценки конкурентоспособности организации, которые имеют разные единицы измерения (коэффициент, процент, млн.р. и т.д.), переводятся в сопоставимые величины – баллы.
Для перевода показателей в относительные величины используется 5-бальная шкала. При этом 5-ю баллами оценивается показатель, имеющий значение на уровне лидера (лидер в отрасли выбирается по каждому оцениваемому показателю частного потенциала). Лидером может быть любая организация в отрасли, обладающая лучшими значениями показателей. Расчет относительной оценки показателя лучше или хуже, чем базовый показатель осуществляется по формуле:
, (1)
где О – относительная оценка показателя, баллы;
По – единичный оцениваемый показатель;
ПЛ – единичный показатель лидера.
Для показателей, влияние которых на конкурентоспособность обратно пропорционально (доля нереализованной продукции на складе, износ основных производственных фондов, коэффициент текучести кадров) относительная оценка показателя определяется следующим образом:
. (2)
Этап 3: расчет показателя «внутренняя конкурентоспособность организации». Количественная оценка внутренней конкурентоспособности организации осуществляется по следующей формуле:
, % (3)
где КП – внутренняя конкурентоспособность организации, баллы;
а – значимость показателя частного потенциала, %;
Оi – относительная оценка i-ого показателя частного потенциала, баллы;
m – количество показателей в оценке потенциала организации.
Таким образом, потенциальная максимальная оценка конкурентоспособности организации составляет 5 баллов. Уровень конкурентоспособности организации определяется по шкале, представленной в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Шкала оценки уровня внутренней конкурентоспособности организации
Оценка в баллах |
Уровень |
от 1 до 2 |
очень низкий |
от 2 до 3 |
низкий |
от 3 до 4 |
средний |
от 4 до 5 |
высокий |
Фактически организация максимальное количество баллов может не набрать, поскольку не все единичные оценки частных потенциалов у него могут быть максимальными (выше лиде6ра по каждому показателю). В этой связи в целях сравнительного анализа целесообразно рассчитывать относительную и сравнительную внутреннюю конкурентоспособность организации по формулам (4) и (5). Экономический смысл относительной конкурентоспособности состоит в том, что она показывает отставание от абстрактного лидера на рынке по всем факторам оценки.