Вступление
Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.
Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного "эффекта пустыни Тартари"[1], деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы.
Таким образом, антикризисное управление - это:
Þ анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
Þ познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;
Þ стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
Þ оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
Þ разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
Þ постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.
Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.
Из вышесказанного следует, что тема антикрисного управления очень важна в нынешних условиях российской экономики, особенно после кризиса 17 августа. Именно поэтому для своего реферата я выбрала эту тему.
В своем реферате я попыталась отразить основные положения антикризисного управления. В главе 1 описаны правовые аспекты финансовой несостоятельности, как в российском, так и в зарубежном законодательстве.
Глава 2 отражает основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятия, а также основные черты механизма возникновения кризисного состояния. Кроме того вторая глава содержит модели антикризисного управления, предложенные различными специалистами в области антикризисного управления.
В Российской Федерации процедура банкротства предприятий осуществляется в соответствии с законом “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г.
В настоящий момент наряду с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” принят ряд нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 “О продаже государственных предприятий-должников”, Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 “О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций”, распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерального управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р “Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса”, распоряжение Федерального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, и распоряжение Федерального управления от 5 декабря 1994 г. № 98-р “Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления”.
Исследование и анализ основ действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов по несостоятельности (банкротству) предприятий позволяет сделать вывод о достаточности учета и обобщения в них сложившейся правовой практики западноевропейских стран.
В то же время следует отметить и некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские правовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведению антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурсных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая временная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; установление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и приоритетности удовлетворения требований кредиторов; условия оказания государственной поддержки и др.