Мен-т имеет 3 смысла:
1) деят-ть
2) сов-ть объектов
3) научн. дисциплина
М-т – управление – это не совсем верно, т.к. управление шире термина м-т
Влюбом виде управления м. выделить след. эл-ты
- управляющую систему
- управляемую
- связанную с управ-м воздействием
М-т1) в практике имеет более узкий смысл, - имеет управление в хоз-х организациях, ориентированных на получение коммерческих доходов или прибыли, на снижение затрат пр-ва и обращения, на расширение рынка и укрепл-е рын-х позиций, на сокращение рисков, связанных с хоз-ми опер-ями, трудовыми конфликтами и др-ми факторами.
М-т2) – сов-ть мен-ров в организации
М-т3) – научное направление, кот-е изучает зак-ти и принципы М. как деят-ти , ф-ции, структуры, методы, прогнозируют ее развитие, разрабатывают рекомендации по совершенств-ю
М-р – управляющий хоз-й организацией.
М-р – это наемный раб-к, кот-й по контракту с владельцами фирмы осуществляет управление фирмой, или отдельными ее частями, его матер-я заинтересованность и ответ-ть определ-ся как условие контракта, так и своеобразн.формами мотивиров-я и стимулирования (напр., наделением пакет. акций , продвижение по служебной лестнице и др.)
Управление – это процесс планирования , организации, мотивации, руководства и контроля, осуществляемый для того, чтобы не только достичь целей организации, но и сформулировать их
- это среда в кот-й приходиться функционировать м-рам
стр-ра:
1) владельцы кап-ла, собственник.
Его цель – сохр-е и преумножение кап-ла. Интересы собст-ка не всегда совпадают с интересами мен-ра
2) наемные раб-ки предприятия, рабочие
их интересы: - норм-е усл-я труда
- постоянное место работы
- удовлетворение работопотребности
- проф-й рост, самовыражение
- з/п
- потребность в общежитие
3) владельцы заемного кап-ла – дают кап-л фирме за определенный %
Заинтересованы в повышение %, а м-ры наоборот в снижение %
4) поставщик
Заинтересован в высокой цене, выгодные условия поставки, объем поставки, долговременный хар-р взаимоотношений
5) гос-во
Заинтересовано в повышении благосост-я своих граждан, в высокой конкурент-ти на м/н рынке, улучшении экологии своих стран
6) гос-е, негос-е общ-е организации, кот-е решают задачи, способствуют хоз-й деят-ти, а с др стороны ее ограничивают.(брокерские конторы, торгово-промыш-е палаты, гринпис…)
Этика и мораль – свод неписанных правил, убеждений, кот-е определяют поведение его членов.
Основные правила м-та:
1) по отношению к сотрудникам
- д учитывать индив-е способности своих раб-ков и способствовать их раскрутки
- д выступать гарантом прав своих сотрудников
- д гарантировать справедливую оплату труда своих раб-в
2) по отношению к партнерам
- д признатьважность и законность интересов партнеров
- доверительность в отношениях
3) по отношению к собственнтку
- учет его интересов и стремление их соблюдать
Совокупность правил, норм,утверждений считающихся эталонными в организации образуют культуру данной организации , культуру м-та
На культуру организации влияет внешний и внутренний факторы:
- мировоззрение
- эк-кие условия
- верования и убеждения владельцев и м-ров орг-ции
- соц-но – полит-е устройство в стране
- эк-кие условия
Имидж фирмы позволяет получать большую эк-кую выгоду
Ранее труд м-ров не выделялся как отд-й вид труда. С развитием организаций выд-ся труд управленцев как отдельный. По мере усложнения деят-ти орг-ции труд управленца стан-ся наст-ко сложным, что одному чел-ку не справиться.
Управление в орг-ции – следствие разделения труда
- с одной стороны, разделение работы на части и выполнение их по отдельности и разными людьми требует управления, согласования выполнения и по срокам, и по объемам, и по качеству
- с другой стороны, при соответствующих масштабах пр-ва сам по себе труд по управ-ю становится весьма значительным по объему, из-за этого его невозможно совместить с пр-ным трудом и в рез-те он выделяется в самостоятельный род деят-ти
Функции управ-я – это множество управленч-х работ, имеющих общее содержание
Исторически первая классификация принадлежит Анри Файолю. А Файоль сформулировал утверждение, что управлять п/п – значит обеспечить правильное выполнение 6 функций
1) Технической(ф-ция оперативного управления)
2) Коммерческой (все операции снабжения и сбыта)
3) Учетной(операци БУ, отчетности, статистика)
4) Финансовой (аккумулирование и распределение ден. ср-в)
5) Страховой (охрана имущества и лиц)
6) Административной (распорядительство, координация, контроль, организация)
Первые 5 ф-ций выделены по объектам упр-я. Эти ф-ции назыв-ся – специальными, по ним осущ-ся специал-ция м-ра.
Файоль первый кто выд-л административную ф-цию: ее эл-ты – предвидение, организация, распорядительство, контроль и стимулирование. Эта общая ф-ция упр-я.
Возникнув, ф-ции упр-я продолжали развиваться и изменяться. Это развитие идет 2 путями:
1. Общие и специальные ф-ции имееют тенденцию к дифференциации на подф-ции, кот-е становятся со временем самостоятельными
2. Появление новых ф-ций, кот-х ранее не было ( напр административно-техническая ф-ция, осн-я задача – принятые реш-я др-х м-ров довести до исполнителей и обеспечить контроль за исполнением, ф-ция автоматизации упр-я, ф-ция маркетинга)
Теор. значимость ф-ции: - появление ф-ции упр-я есть упр-е закон-ти разделения труда. Без ф-ции упр-я невозможно построить с-му упр-я
Этим принципам соотв-т реальные процессы.
Централизация – это сосредоточение права принять решение на высших ур-нях упр-я
Децентрализация – это передача права решения с верхнего на низший ур-нь упр-я.
При децен-и к праву, отв-ть не передается, т.к. рук-ль , передавая право принятия реш-я, не м снять с себя отв-ть.
Децентрализация обладает след достоинствами :
- упр-е более гибкое за счет приближения субъекта к объекту правл-я
- применяемые реш-я стан-ся более эф-ми
- в нижн-х ур-нях упр-я пробужд-ся положит-я мотивация
- высвобождение времени у высшего рук-ва на реш-е недецентр-х вопросов
Недостатки:
- возникновение реальной опасности потери единства упр-я
- затрудняется контроль даже за централ-но принимаемыми реш-ми
- м-ры с большой осторожностью децентр-т свои права, чтобы не нести ответственности за неправ-е реш-я
- некоторые звенья в цепи упр-я м стать лишними, и соотв-но рук-ли этих звеньев б препятствовать децент-ции