СУР – международная практика, которая направлена на ускорение перемещения товаров через границы.
Цель - минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства.
Суть – в выборочности контроля, потому что тотальный контроль всех товаров не отличается эффективностью по многим параметрам, да он и невозможен в условиях современных объемов международной торговли. СУР имеет целью выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений т/законодательства.
Основные задачи СУР:
- формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;
- разработка методик (программ) по выявлению рисков, методик по оценке эффективности применения мер;
- определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
- оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
- анализ применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков
- оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
Среди наиболее очевидных примеров проявления рисков можно назвать контрабанду.
Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция).
Объекты анализа риска:
1) товары, находящиеся под таможенным контролем, либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.
Система управления рисками основывается на базовых принципах построения и управления, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы. Среди них:
- принцип целевой направленности; - принцип целостности; - принцип информационного единства; - принцип законности; - принцип единства управления рисками; - принцип стратегического управления; - принцип оперативного управления; - принцип тактического управления.
Основываясь на этих базовых принципах, система управления рисками обеспечивает организацию эффективного таможенного контроля, который помогает таможенным органам сосредоточить свое внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы, определяя области наибольшей вероятности возможных нарушений и внедрения мер по их минимизации и предотвращения. Вопрос 15 Концепция информационно-технической политики ФТС РФ. Ее цель, задачи, нормативная база. Информационные процессы и информационные потоки в системе таможенных органов РФ.
К информационно-техническим средствам относятся средства информатизации, средства связи, технические средства таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, технические средства таможенных расследований, средства вычислительной техники, оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и вспомогательные технические средства. Целью информационно-технической политики является достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов и создание информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих выполнение задач, определяемых Президентом Российской Федерации. Задачи: - анализ, систематизация и актуализация методологической, нормативно-правовой и методической базы в области информатизации таможенных органов РФ; - внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий; - создание перспективной информационной системы таможенных органов и организация эффективного ее применения; - создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы информационно-технических средств; - развитие системы технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств; Нормативная база осуществляется на основе: - анализа отечественной и зарубежной методологической и нормативно-правовой базы по вопросам информационно-технического обеспечения таможенной деятельности с целью ее дальнейшего развития; - проведения прогнозных исследований по перспективам развития таможенных, информационных и телекоммуникационных технологий; - уточнения общей методологии формирования, функционирования и развития информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов; - совершенствования общей методологии и методов оценки эффективности применения информационно-технических средств.
Вопрос 16 ЕАИС задачи автоматизации процессов управления таможенной службой РФ. Особенности первой, второй и третьей очередей ЕАИС.
Принципы разработки автоматизированных систем управления обусловливаются требованиями и возможностями научного управления, а также особенностями конкретных объектов управления и использования современных технических средств. Основные принципы разработки АСУ подразделяются на три вида: принципы системного характера; принципы организационно-технического характера; принципы экономико-математического характера.
Они подчеркивают информационно-экономическую природу АСУ, в данном случае ЕАИС ФТС России, отличающую ее от разнообразных технических и других систем управления - первоочередность решения при разработке АСУ экономических и информационных проблем, необходимое приспособление общесистемных положений математического аппарата, программных и технических средств к особенностям и условиям функционирования конкретной области - таможенной службы России.
Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Целевой программе развития таможенной службы России, в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России. Внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, в первую очередь, для совершенствования процедур таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля является одной из основных задач, изложенных в Концепции информационно-технической политики ФТС России.
Масштабность и сложность задач по внедрению новых информационных технологий требуют уточнения принципов и механизма их реализации на базе системного подхода к решению проблем информатизации таможенных органов, управления процессами разработки, оснащения и внедрения автоматизированных информационных систем. В Концепции информационно-технической политики определены базовые таможенные технологии, требующие комплексной автоматизации, и показано, что качественно новый уровень автоматизации деятельности региональных таможенных органов - таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления - достигается, прежде всего, за счет создания, развития автоматизированной информационной системы (АИС) региона. Основными принципами АИС региона являются: сбор, хранение, обработка, анализ сведений и принятие решений о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ в централизованном информационном ресурсе; консолидированное хранение данных; объектно-ориентированная архитектура системы; централизованное администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных из центра управления; удаленный доступ пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной Web-технологии.